Кроме введения ЕСН малый бизнес, весьма вероятно, ждут и другие новшества. По словам Сергея Шаталова, предложения минфина предусматривают индексацию размера годового оборота, который позволяет предприятию пользоваться льготами на дефлятор. Сейчас этот показатель равен 15 миллионам рублей. В будущем, возможно, он будет исчисляться с учетом инфляции.
Свои поправки в главу о налогообложении малого бизнеса приготовило и министерство по налогам и сборам. И хотя представители министерства финансов говорят об их техническом характере, очередное изменение правил игры вряд ли придется по вкусу предпринимателям. Так, предполагается расширить и сделать более детальным список видов деятельности, по которым уплачивается единый налог на вмененный доход. Федеральная налоговая служба считает необходимым расширить сферу применения единого налога на вмененный доход для организаций общественного питания, у которых нет залов для обслуживания посетителей и установить для них значение базового дохода. Кроме того, предлагается уточнить механизм применения налога в отношении владельцев автотранспорта. Налоговики считают, что применять налог нужно только в отношении предпринимателей, владеющих не более чем 20 автотранспортными средствами, также предлагается уточнить понятие розничной торговли, определив ее как торговлю на основе розничных документов купли-продажи. По его мнению, нынешнее определение розничной торговли, как продажи чего-либо за наличный расчет, слишком расплывчато.
По словам заместителя начальника управления налогообложения малого бизнеса МНС РФ Игоря Андреева, также будут уточнены положения, устанавливающие обязанность постановки налогоплательщиков на учет в налоговых органах по месту осуществления предпринимательской деятельности.
По данным МНС, на 1 января 2004 года число плательщиков единого налога на вмененный доход снизилось на 7,7 процента до 1,85 миллиона, из них 172,1 тысячи организаций и 1,676 миллиона индивидуальных предпринимателей. При этом количество организаций по сравнению с 2003 годом увеличилось, а индивидуальных предпринимателей упало.
Между тем законопроект, предусматривающий снижение ЕСН для всего бизнеса, пока не дошел даже до первого чтения. Уже в пятницу в законопроект, подготовленный правительством, депутаты решили внести свои изменения. Так, они считают необходимым облегчить доступ к регрессивной шкале единого социального налога. Заместитель министра финансов Сергей Шаталов, выступавший на заседании налогового подкомитета Госдумы, предложил разрешить доступ к регрессивной шкале предприятиям, чей фонд оплаты труда превышает 280 тысяч рублей. Депутаты хотят, чтобы эта сумма была ниже: 264 тысячи рублей. Похоже, прохождение законопроекта о едином социальном налоге через Думу будет не таким простым, как ожидалось.
Сергей Миронов, председатель Совета Федерации:
- В правительственном законопроекте, как вы знаете, предлагается снизить эффективную ставку ЕСН до 24 процентов. Ожидается, что это даст стимул для повышения официальной заработной платы. Но при этом выпадающие доходы федерального бюджета составят порядка 200-240 миллиардов рублей. Это те доходы, которые должны быть потрачены на нужды социально не защищенного населения, в том числе возможные потери Пенсионного фонда могут составить около четверти его доходов. Поэтому снижение единого социального налога важно не только само по себе, но и в контексте пенсионной реформы.
Мы рассматривали очень много разных вариантов возможного снижения единого социального налога. В первом чтении Государственной Думой был принят законопроект, который предусматривал снижение верхней ставки с 36 до 30 процентов, а правительство сочло возможным предложить более существенное снижение верхней ставки единого социального налога до 26 процентов. Это фактически означает, что правительство готово пойти на то, чтобы оставить в экономике дополнительно порядка 240 миллиардов рублей. Это огромная сумма. Мы надеемся, что такой шаг будет в первую очередь способствовать ускорению темпов роста внутреннего валового продукта, потому что эти деньги отчасти, мы надеемся, пойдут на увеличение инвестиций, оставаясь в распоряжении предприятий, отчасти будут направлены на увеличение заработной платы, повышение потребительского спроса, что также будет подталкивать нашу экономику вперед.
Мы надеемся, что это уже в 2005 году даст дополнительный стимул, дополнительный толчок. В первую очередь в обрабатывающих отраслях экономики. Естественно, что мы преследуем цель легализации заработной платы, выведения из тени по-прежнему остающейся в тени заработной платы в связи с высокой ставкой единого социального налога.
Естественно, что эта мера сопровождается и некоторыми изменениями в пенсионном законодательстве, потому что единый социальный налог служит основой для формирования бюджета Пенсионного фонда.
Алексей Кудрин, министр финансов:
- По единому социальному налогу - это общее мнение, это результат, я бы сказал, всей дискуссии, включая профессионалов бизнеса, научных кругов, что его нужно было сокращать. И мы, конечно, предлагали и предлагаем возможность пойти на максимальное сокращение, чтобы второй раз к этому уже не возвращаться и взвесить и все те социальные обязательства, которые выплачиваются за счет государственных внебюджетных фондов, источником которых является единый социальный налог. Единый социальный налог питает Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования.
И предлагая предельную ставку, сокращая ее с 35,6 до 26 процентов, увеличивая первый интервал обложения по ставке 26 процентов со 100 тысяч до 300 тысяч, конечно, в основном выигрывают те, кто сегодня имеет заработные платы ниже средней в стране. То есть это все предприятия и те предприятия, основные предприятия, где заработная плата ниже 7 тысяч рублей в месяц, все эти предприятия выигрывают на этом налоге.
Безусловно, наша задача подтолкнуть и те сектора, которые сегодня еще пока в тень вводят заработную плату и, прежде всего, это средний и малый бизнес.
Но мы понимаем, что должны облегчить эту возможность предприятиям выйти из тени, подтолкнуть их к этому. В этой связи мы, конечно же, планируем, что эта мера даст позитивный эффект. Казалось бы, она на первом шаге дает серьезное снижение доходов бюджета, 280 миллиардов рублей по всем трем фондам выпадающий, но на следующих шагах, я уверен, что она стабилизирует повышение и сохранит высокие темпы повышения доходов от фондов оплаты труда и как единого социального налога, так и подоходного налога. Поскольку больше выплачивая заработную плату, подоходный налог так же, в размере 13 процентов, соберет большие, и эти доходы идут в субъекты Российской Федерации. Снижая единый социальный налог, мы срабатываем на повышение доходов субъектов Российской Федерации.
Конечно, мы должны учитывать, что, приближаясь к этой ставке, 26 процентов, нам пришлось пройти несколько спорных, непростых развилок.
В среднем у нас в стране средняя пенсия от среднего заработка в настоящий момент всего 30 процентов. Средняя пенсия в стране от среднего заработка. Конечно, есть система коэффициентов, добавок, высоких заработных плат, которые повышают при выходе на пенсию. Но если я вам скажу, сколько в среднем сегодня, то это всего лишь 30 процентов. По данным Мировой организации труда, должно быть не меньше 40, чтобы страна себя считала цивилизованной страной и обеспечивала соответствующий объем пенсии.