Заводская резервация иностранных нелегалов располагалась рядом с производственным цехом. Крохотные комнатки с бетонным полом площадью не более десяти квадратных метров больше смахивают на тюремные камеры. В каждом таком закутке - по 10-12 человек. Из мебели - только двухъярусные панцирные кровати. На всех один туалет и одна электрическая плита. На полу - скудные остатки недавней трапезы: сгущенка, хлеб, недопитый чай. Пока одни таджики отсыпались после напряженной ночной смены, их земляки вкалывали в цехе. Бригадир формовщиков, житель города Душанбе Тахир Салимов оказался на Урале еще в феврале 2003 года.
- В Челябинск попал случайно, - рассказывает Тахир. - Хотел на заработки в Москву, но туда доехать денег не хватило. На челябинском вокзале таджики посоветовали устроиться на ЖБИ-1.
На родине у Тахира пятеро детей. Несколько месяцев назад многодетный отец собрался на родину, но вырваться из добровольного рабства не удалось до сих пор. С декабря прошлого года на заводе не платят деньги. В счет зарплаты таджикским гастарбайтерам выдают талоны на питание: 30 штук на 25 рублей каждый. Прикупить продукты на ужин и завтрак можно опять же "под запись" в заводской кулинарии.
Иностранцам платили так же, как и челябинцам, - по 2-3 тысячи рублей в месяц. На мой вопрос, как же оформлялись трудовые отношения, один из сотрудников завода отвечает, что "в устной форме", и этого якобы достаточно с точки зрения закона. Иностранцы выполняли самую тяжелую работу: работали формовщиками в цехе по выпуску панелей и плит перекрытия.
- Иностранцы дисциплинированные в отличие от русских, - говорит заместитель директора завода Михаил Васечкин. - Наши квалифицированные рабочие на такую зарплату не пойдут, а выпивающих мы сами не возьмем. Так что первый цех держался только на таджиках. Не будет их, и сразу возникнет проблема, где взять рабочие руки.
Использовать иностранную рабочую силу российские законы не запрещают. Для этого работодатель обязан получить разрешение на использование труда иностранцев. Сами же гости должны получить миграционную карту и зарегистрироваться по месту временного проживания. Однако у заводских нелегалов не было при себе не только миграционных карт, но и национальных паспортов. "Они у директора", - объяснили работяги.
По словам старшего оперуполномоченного отдела по борьбе с групповой и рецидивной преступностью УВД Челябинска Владимира Прокудина, скорее всего предприятие пристраивало иностранцев без всякого оформления, а значит, и налоги в казну не уплачивались. Так что помимо административной ответственности заводскому руководству грозит статья Уголовного кодекса, предусматривающая ответственность за уклонение от уплаты налогов.