В кулуарах Мраморного зала Кремля, как и каждый предыдущий год, томящихся в ожидании более 700 политиков и еще около 250 журналистов баловали лишь небольшим книжным киоском и сувенирной лавкой с государственной и кремлевской атрибутикой. Наибольшим спросом пользовались маленькие значки с российским гербом, которые очень отдаленно напоминают нагрудные знаки сотрудников безопасности. Их быстро раскупили на сувениры с Послания, тем более что и цена у значка была достаточно символическая - 100 рублей.
На этот раз не пользовался большим спросом и ассортимент в кремлевской столовой.
Редкий политик решался спустится на два этажа ниже Мраморного зала, чтобы отведать салат из крабовых палочек или язык с хреном. Да и меню в этом году оказалось намного скромнее, чем в прошлом. Не было ни клубники со сливками, ни массивных пирожных с узорами из крема - сокращение госрасходов, очевидно, коснулось и кремлевских стен.
Опытная охрана у входа в зал проводила последний фейс-контроль. Не повезло лишь бывшему телеведущему, а ныне депутату Госдумы Александру Невзорову. Несмотря на то, что он шел вместе с министром по ЧС Сергеем Шойгу, его сначала пропустить отказались. Депутата, очевидно, подвел не совсем обычный для подобного рода мероприятий вид. В джинсах и кожаной куртке он явно выделялся из общего хора официальных костюмов. Невзорову пришлось достать свою депутатскую корочку. На помощь подоспел и сам Шойгу - ситуация в чрезвычайную не переросла.
Владимиру Путину переходить из здания в здание не пришлось. Его рабочий кабинет находится в том же корпусе Кремля, где и Мраморный зал. За десять минут до начала все расселись по местам. Президент вошел в зал ровно в полдень. 47 минут не только приглашенные, но и вся Россия (благодаря прямой телетрасляции) вникала в те важнейшие общенациональные задачи, которые поставил перед собой и страной президент РФ.
Если перед Посланием мало кто из политиков делился своими мыслями с журналистами, то по завершении оглашения они стали намного словоохотливее. "Впервые Послание было посвящено не только краткосрочным целям, но и долгосрочным ориентирам", - заявил советник президента Андрей Илларионов. "Либеральный дух Послания невозможно не заметить", - добавил помощник президента Сергей Ястржембский. Другой помощник Владимира Путина - Виктор Иванов считает ошибочным мнение, что между бизнесом и властью существует пропасть: "Якобы отсутствие диалога - это, скорее, навязанный СМИ образ". А министра финансов РФ Алексея Кудрина не удивило, что в Послании "не упоминаются какие-то конкретные компании как успешные, так и те, которые находятся под следствием".
Довольно конкретным и содержательным выступление Путина было и по мнению депутата Владимира Рыжкова. Все же у него несколько иные приоритеты: "Главная проблема - не постановка задач, а наш госаппарат и чиновники, а главное зло России - это коррумпированное чиновничество". Скептическим был и комментарий бывшего главы Центробанка Виктора Геращенко, который считает, что "достижение полной конвертируемости рубля за 2 - 3 года - нереальная и ненужная для России задача".
Даже редко отвечающий на вопросы журналистов губернатор Чукотки Роман Абрамович после Послания проронил несколько фраз. Выступление президента ему понравилось. А вот на высказанные в его адрес главой Счетной палаты Сергеем Степашиным обвинения он отвечать не собирается. "Не отвечу", - как всегда скромно улыбаясь, сказал Абрамович и ушел.
Несмотря на то, что первый президент РФ Борис Ельцин слушал Владимира Путина по телевизору, находясь на Северном Кавказе в Кисловодске, его комментарий появился на информационных лентах практически сразу после завершения выступления. По его мнению, оглашенное Послание является одним из самых сильных за последние годы. Особое внимание Ельцин обратил на заявления Путина о необходимости сделать ипотеку более прозрачной, а также о планах строительства доступного жилья для военнослужащих.
Изображение взято с сайта Вести.Ru