28.05.2004 05:00
Власть

Аман Тулеев о послании президента

Текст:  Анна Катина
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (3488)
Читать на сайте RG.RU

- Аман Гумирович, как в целом вы бы определили суть Послания президента страны Федеральному Собранию?

- Нынешнее выступление можно назвать программным. Оно не только открывает вторую "четырехлетку" Путина, но и подтверждает преемственность и последовательность взятого им в 2000 году курса на создание демократического, экономически и политически конкурентоспособного государства, обеспечивающего социальное благополучие своим гражданам. "Никакого пересмотра фундаментальных принципов нашей политики не будет, - подчеркнул президент, - приверженность демократическим ценностям продиктована волей нашего народа и стратегическими интересами самой Российской Федерации". Добавлю к этому, что главным объектом Послания, несмотря на заявленные программные для государства и нации цели, стала судьба каждого гражданина России, ради которого эти цели ставятся и без участия которого они недостижимы.

- Каковы главные итоги первой "четырехлетки" Владимира Путина и возможные перспективы второй?

- Если первая стала временем "собирания камней", разбросанных предыдущим десятилетним периодом демонтажа прежней государственной системы, временем "расчистки завалов, образовавшихся от разрушения "старого здания", и накоплением необходимых для укрепления государства и последующего его прорыва ресурсов, то теперь настает этап грамотного их использования для решения долгосрочных стратегических задач нации. Таких, как заявленных в предыдущем Послании президента: удвоение ВВП, преодоление бедности, рост благосостояния людей и модернизация армии. Опираясь на достижения последних четырех лет, страна наконец-то впервые за долгое время может прогнозировать свою жизнь на десятилетия вперед. Не фантазировать, а именно - прогнозировать. На основе накопленного потенциала - и политического, и экономического, и социального. Вот главный итог первого срока работы Владимира Путина главой государства. Именно теперь можно реально заняться решением означенных проблем. Но справимся мы с ними, убежден президент, только при наличии "экономических возможностей, политической стабильности и активного гражданского общества".

- Что из этой "триады" наиболее важно?

- Все. Но последний элемент, на мой взгляд, ключевой. Ведь без зрелого гражданского общества невозможно эффективное решение насущных проблем людей. Качество их повседневной жизни прямо зависит от качества общественно-политической системы. Как справедливо отметил президент, "главный конкурентный капитал, главный источник развития страны - ее граждане". Именно они делают страну сильной и богатой. И именно им государство призвано обеспечить необходимые условия для полноценной жизни и созидательного труда. То, что и как конкретно здесь будет делать государство, президент подробно осветил в Послании. Но положение граждан зависит не только и даже не столько от государства, сколько от них самих. От их собственной жизненной позиции. "Созидательную энергию, - говорит президент, - предприимчивость, чувство меры и волю к победе нельзя ввести указом, нельзя импортировать или позаимствовать". Кто лучше самого человека позаботится о нем, а значит, и о его семье, о его Родине, наконец? Несвободный, несамостоятельный человек не способен на это. А ведь именно создание в России свободного общества свободных людей является, по убеждению президента, задачей задач.

- Чьей задачей - власти, общества?

- Прежде всего самих граждан. Бюрократия - инструмент государства для исполнения возложенных на него обществом функций. Поменяться местами им не дает система гражданских институтов, препятствующая бюрократу ставить свою функцию впереди общественных запросов. Только народ, как единственный источник и носитель власти в стране, гарантирует незыблемость основ ее развития на десятилетия вперед. Гарантирует через демократические институты своего государства и собственно гражданского общества. Да, в последнее время оно значительно укрепилось. У нас нынче тысячи гражданских объединений и союзов. Но зачастую, будучи зависимы от различного рода спонсоров, они ориентируются на отстаивание узких групповых, а не реальных интересов масс граждан. Чтобы уйти от этого, чтобы гражданские институты действительно отстаивали общественные интересы, надо передавать негосударственному сектору функции, которые государство не должно или не способно эффективно выполнять.

- Президент упомянул успешный опыт работы негосударственных общественных палат в ряде регионов страны...

- Между прочим, Владимир Путин не раз и не два публично призывал гражданские организации не просто к общественной экспертизе всех законопроектов, сколь либо затрагивающих нашу повседневную жизнь, но и к подготовке ими предложений сразу в виде проектов управленческих решений. К сожалению, массового отклика призыв главы государства пока не нашел. За Кузбасс же скажу, что при принятии важных социальных решений у нас с властями тесно сотрудничают не только собственники градообразующих предприятий, но и различные общественные советы. Это не только снижает риск управленческих ошибок, но и укрепляет взаимодоверие власти и выбравших ее граждан. Такое взаимодействие, безусловно, должно стать повсеместным правилом в стране в целом.

- Подтверждением нашего гражданского взросления стали результаты минувших парламентских выборов, закрепивших становление у нас сильных политических партий. Тем не менее президент по сути упрекает их в отрыве от тех, кто им и делегировал власть...

- Любая власть, убежден президент, прежде всего означает большую ответственность. Да, действительно, результаты выборов доказали: парламентские партии являются частью государственно-политической машины и одновременно с этим частью гражданского общества. Причем наиболее влиятельной его частью, а значит, наиболее ответственной. Активное общение с гражданами не вправе ограничиваться рамками предвыборных кампаний. Только повседневная связь государства и общества, которую могут и должны обеспечивать крупные партии, способна уберечь власть от совершения серьезных политических ошибок. Наличие в парламенте большинства, сложившегося на основе выбора большинства избирателей, уже показывает возросшую эффективность взаимодействия законодательной и исполнительной властей. Им бы повысить ответственность! А она, на мой взгляд, сводится к двум вещам: совести и разуму. Разуму - осознавать чаяния человека, совести - следовать им. Ведь государство и есть его граждане. Именно такой подход позволит нам создать социально ответственное государство, где власть и граждане не порознь, а едины. А единством мы всегда все одолевали. Сильная и ответственная власть, основанная на консолидации общества, необходима для сохранения страны. Без сильной власти невозможен и прорыв в будущее.

- А сильная власть невозможна без гражданского контроля?

- Вот именно. Кто может быть справедливее и мудрее самого народа? Укрепляя общество, где главное - воля граждан, мы изменим характер своих отношений с государством на такие, когда власть осознает жизненную необходимость общественного контроля над собой и будет адекватно реагировать на давление граждан, зная, что она не более чем проводник их воли. Не власть и не государство должны нам, а нам самим должно обеспечить себя и потомков живущими нашими интересами государством и властью. По моим ощущениям, это и стало главным пафосом Послания президента РФ Федеральному Собранию страны.

Регионы