Как все будет теперь выглядеть, рассказывает глава Департамента бюджетной политики минфина Алексей Лавров:
- После завершения реформы любой расход, прежде чем попасть в бюджет, будет тщательно проанализирован. Мы посмотрим, чего хотело добиться то или иное министерство, делая такой расход, и чего добилось в реальности. В основном это будет делаться в рамках оценки эффективности федеральных целевых программ и вновь вводимых ведомственных целевых программ. Дело в том, что предполагается большинство расходов ввести в рамки целевых программ. Даже такие рутинные, как зарплата и содержание зданий. И будет проверяться, насколько эти расходы - те же самые здания, зарплаты, пособия - работают на достижение конкретного результата. Причем мы не стремимся заставить людей экономить любой ценой - каждый администратор бюджетных средств будет иметь трехлетнюю перспективу ресурсов, и он знает, что меньше, чем выделено, у него расходов быть не может. Он волен перераспределять эти расходы, брать из менее эффективных программ в пользу более эффективных. И оцениваться его деятельность будет не потому, сколько он средств освоил, а по тому, каких результатов добился. Если же они этих результатов не дают, то эта сумма будет сокращаться в следующем году. Или не увеличиваться.
Собственно, переход к такой "трехлетке" уже идет, пока в аналитическом режиме, а со следующего года и в формализованном виде. Кроме того, вводится бюджетная классификация, укрупненная, что позволит бюджетополучателю быть более самостоятельным в расходовании средств. Конечно, и впредь не будет приветствоваться, если деньги на зарплату потратят на топливо. Но человек, распоряжающийся жилищно-коммунальным хозяйством, сам будет решать, что ему выгоднее - один раз потратиться на более дорогие и более стойкие трубы или каждый год их ремонтировать. Сегодня он и этого не мог решать. А теперь с него будут спрашивать за результат - чтобы люди не замерзали. А как он этого достигает - его дело.
Я говорю о коммунальном чиновнике, потому что концепция относится не только к федеральному бюджету, она затрагивает бюджеты всех уровней - и региональные, и муниципальные, там тоже будут применяться эти же принципы.
Очевидно, что у чиновника теперь будет больше самостоятельности. Но чтобы доказать право на самостоятельность, любой бюджетополучатель должен доказать, что он уже сейчас управляет в нынешних бюджетных условиях бюджетными средствами правильно, прозрачно и хорошо. Вся система исполнения бюджета должна работать как часы. Если он этого достиг, а таких министерств уже много, можно поэтапно расширять его самостоятельность в расходовании и планировании средств.
И еще - почему выбрали для бюджетной реформы именно 2004-2006 годы. Создан Стабилизационный фонд. И теперь в случае падения доходов есть деньги, которые могут быть использованы, чтобы сохранить нынешний уровень расходов и не поставить под риск переходный процесс.