- Николай Николаевич, почему пьянство, алкоголизм так распространены в России? Что это - особенность нашего характера, слабоволие? Или же виновата, как говорят, особая биохимия россиян?
- К сожалению, винопитие - наша многовековая традиция. И биохимия здесь ни при чем. Алкоголизм - порождение традиции и серьезная болезнь.
- Но ведь одни пьют всю жизнь - и ничего, а другие быстро спиваются. Почему?
- Дело в генетической предрасположенности. Мы выявили биологические маркеры в клетках - это своеобразные индикаторы состояния здоровья, которые помогают определить биологический риск формирования зависимости от психоактивных веществ. Тех же наркотиков и алкоголя. Наши выводы подтверждают исследования, основанные на методах молекулярной биологии, нейрохимии, нейрофизиологии и т.д. Исследования всех этих закономерностей продолжаются. В будущем мы сможем выделять "группы риска" и работать с ними по специально создаваемым программам профилактики.
- Если судить по некоторым публикациям, то вылечить сегодня наркомана или алкоголика, даже без их ведома - дело едва ли не плевое. Дескать, достаточно давать какой-нибудь детокс, алкогон, ацидиум, пропротен, эдас или нечто подобное, как быстро снимается зависимость от доз или бутылки. Насколько серьезны эти обещания?
- Они абсолютно ни на чем не основаны. Лечение наркомании и алкоголизма - длительный процесс, состоящий из нескольких этапов. И лишь таблетками и каплями тут не поможешь. Эти заболевания затрагивают едва ли не все функции организма. Вот почему необходимо комплексное воздействие.
Чем характеризуется, например, алкоголизм? Во-первых, психической зависимостью на мозговом уровне. Алкоголь проникает в центральную нервную систему, начинает постоянно возбуждать так называемые центры удовольствия, из-за чего клетки мозга привыкают к специфическому состоянию опьянения, адекватному наркотическому. Они "просят удовольствия" еще и еще. Значит, нужен очередной допинг. Физическая же зависимость очень хорошо проявляется, когда человека лишают алкоголя или наркотиков - кроме "тяги" возникает целый комплекс синдромов: вегетативные, психопатологические расстройства и т. д. Ведь алкогольные ферменты уже вовсю участвуют в обмене веществ, и организм не может без них обходиться. А в результате этанол, и особенно токсичные вещества его переработки - яды, все больше угнетают работу сердца, мозга и других органов.
Но главное - зависимость от наркотиков или алкоголя, если она уже сформировалась, остается у человека на всю жизнь. Потому что это хроническое заболевание головного мозга и центральной нервной системы. И мы сегодня, к сожалению, не располагаем средствами, которые могут эту зависимость снять. Американцы, например, любят сравнивать алкоголизм с бронхиальной астмой - как ни лечи ее, все равно будут обострения.
- Все так безнадежно?
- Ну почему? Биологически вылечить нашего больного пока нельзя, но можно сделать его, говоря медицинским термином, практически здоровым. То есть добиться длительной и стойкой ремиссии, когда исчезают проявления недуга, снимается желание выпить или уколоться.
- На смену описанному Чеховым "лечению" актера Дикобразова смесью водки с сожженной бумагой пришел способ "по Довженко" - свои услуги предлагают доктора Маршак, Майоров и другие. Как вы расцениваете их возможности?
- Подчеркну сразу: рад за каждого больного, когда усилия врачей не пропадают даром. Вместе с тем в каждом из названных способов отсутствует комплексный подход. Например, врачи занимаются интенсивной психотерапией. Но это не лечение. Больного фактически заставляют стать "трезвенником" на определенное время. Однако влечение к спиртному не снимается - в методике это не предусмотрено. Не лечатся и соматические нарушения - когда поражены печень, сердце и т. д. Без чего тоже нельзя обходиться. И пациент, как правило, сразу после окончания срока "кодировки" срывается. А на повторное лечение идет далеко не каждый.
У другого доктора во главу угла тоже поставлены психотерапевтические процедуры, только иного вида - йоговская гимнастика и американская система "12 шагов". Кому-то они приносят облегчение, и потому методика тоже имеет право на жизнь. Но и здесь психическая зависимость остается. В последнее время известный центр начал рекламировать некие генетические исследования, благодаря которым больного лечат по индивидуальной методике. Однако вынужден огорчить: до учета генетических особенностей наука еще, к сожалению, не добралась.
- А метод хирургического разрушения "центров удовольствия" в мозгу наркоманов? Что вы скажете об этом?
- У меня двойственное отношение к стереотаксису - так называется данная методика. Мы надеялись на высокий результат, но действительность оказалась иной. По своей эффективности стереотаксис не превзошел уже существующие способы лечения, оставшись примерно на том же уровне. И, увы, не дает избавления от рецидивов болезни.
- Так какие же перспективы?
- Они есть. Наркологическая служба в стране сохранилась и действует. И сегодня у нас достаточно государственных учреждений и квалифицированных сотрудников, которые очень хорошо лечат такие категории больных. Мы можем добиться ремиссии на пять, десять и более лет, вернуть человека семье и обществу. Было бы лишь стремление самого больного и его окружения. Но категорично утверждать, сорвется пациент или нет, пока нельзя.
- Лечение стало платным?
- Появились, конечно, для желающих и платные отделения. Однако в основном по-прежнему лечим бесплатно. Например, мы возвращаем к нормальной жизни до 30-40 процентов наркоманов, и это очень высокая эффективность, сравнимая с мировой. Причем если наркоманию надо лечить достаточно длительное время - месяцы, а в идеале год, то минимальный срок для больных алкоголизмом составляет месяц. Терапия включает детоксикацию, психотерапевтические процедуры, а затем назначение препаратов, которые снижают патологическое влечение к алкоголю или наркотикам, лечение соматических нарушений. Наконец социальная реабилитация. С каждым пациентом работает целая бригада врачей разных специальностей.
- Нередко приходится слышать, что Россия превращается в страну алкоголиков и наркоманов.
- Такой проблемы, по-моему, нет. За последние три года пусть очень незначительно, но снизилась заболеваемость наркоманией среди женщин и подростков. Хотя, к сожалению, в этой же категории больных увеличилась заболеваемость алкоголизмом.
- Можно ли повысить эффективность наркологической службы?
- Безусловно. Однако сейчас не только у нас, но и за рубежом специалисты разбились на несколько групп. Одни отдают предпочтение психофармокологическим средствам, другие ратуют за психотерапию, третьи - за социальную реабилитацию. А надо бы все это объединить вместе, что мы и стараемся делать.
- Николай Николаевич, нельзя обойти молчанием недавнее решение правительства о снижении меры ответственности за хранение наркотиков, вызвавшее неоднозначную реакцию в обществе. Как вы к нему относитесь?
- Знаете, я бы не стал примешивать к юридической составляющей данного решения еще и медицинскую. Ведь главная задача врача - заниматься профилактикой и лечением больных. А в документе говорится и о другом - ужесточении наказаний за производство, сбыт или распространение наркотиков. Поэтому предлагаю не торопиться с выводами, а посмотреть, как будут использоваться поправки к законодательству.
Между тем
Как утверждает лондонская Times, ученые нашли причину русского алкоголизма. По их мнению, дело в генетической связи между традиционной слабостью россиян и вторжением орд Чингисхана. В результате нашествия около 50 процентов наших соотечественников унаследовали монгольские гены. А у азиатов очень низка активность фермента, который разрушает алкоголь, из-за чего организм получает больше токсичных веществ. В итоге после "смешения генов" мы стали сильнее напиваться, испытываем более тяжелое похмелье и подвергаемся большему риску приобрести алкогольную зависимость.