Где живет "опостум"
Средняя школа N70 - единственный пункт сдачи ЕГЭ по географии среди сорока школ Ленинского района, самого большого в Новосибирске. Однако в день экзамена только 21 выпускник демонстрировал здесь знания "параллелей и меридиан".
Но новосибирские чиновники уверяют, что "единый" становится все популярнее. В этом году добровольно решили сдавать ЕГЭ уже более 40 процентов выпускников, тогда как три года назад таких было в два раза меньше.
Начальник районо Андрей Орлов лично привез в школу запечатанные пакеты с тестами. Он же будет развозить их по пунктам "обработки".
- ЕГЭ не эксперимент, а проект, который года через два будет обязательно внедрен, - считает Орлов.
Он мечтает о том, что по баллам ЕГЭ когда-нибудь будет определяться объективный рейтинг российских школ и вузов, как в Британии. И его не тяготит лишняя нагрузка в выходной, тогда как администрация школы N70 буквально стонет от свалившейся ответственности.
- Ни выходных, ни проходных, - жалуются организаторы. - Нам ведь нужно подготовить списки учеников, кабинеты, вручную заполнить пропуски, оформить все документы. Это сегодня школьников немного, а на математику приедет 600 человек, представляете?
По сравнению с организаторами, которые страшно боятся нарушить инструкцию, дети далеко не так строги. Многие из них не скрывают, что пришли на экзамен за "халявной" тройкой. По условиям эксперимента, ученику можно "накинуть" один балл в переводе на пятибалльную систему, "защитив" от неудовлетворительной оценки. Этим выпускники успешно пользуются. Большинство из них покидают аудиторию через час-полтора, вместо положенных трех.
- А у нас уже все закончили, - хохочут Аня с Юлей, которые пришли за тройкой по географии и "зарабатывали" ее с десяти часов до половины двенадцатого. - Некоторые вопросы были просто смешные. Например: "Кто живет в Южной Америке?" И варианты: гризли, гиппопотам, носорог. Про гиппопотама мы из "Айболита" знаем, что он в Африке. Значит, гризли! Правда, там еще был какой-то "опостум"...
Девочки торопились на пляж, и я не стала их разуверять, хотя гризли в Южной Америке, в отличие от опоссума, отродясь не обитал. Но суровая торжественность ЕГЭ стала казаться мне слишком нарочитой. Особенно после того, как гризли уверенно "поселила" в Южную Америку и преподаватель географии, которая ждала своих подопечных под неусыпным наблюдением дежурных. Может, для начала ввести ЕГЭ для учителей?
При этом, несмотря на все предосторожности, списать со шпаргалки дети очень даже могли. Потому что, как всегда бывает, не обошлось и без ЧП. У одного из абитуриентов оказался бракованный пакет. Парень сорок пять минут терпеливо заполнял задания под буквами А и В, и только потом обнаружил, что заданий С и D в пакете нет. Что тут началось! Решать проблему сбежались и ответственный за ЕГЭ завуч школы, и представитель районо. Они нервничали и звонили начальству. А дети спокойно списывали. В итоге после долгого обсуждения "пострадавшему" выдали новый вариант и подарили лишние сорок пять минут.
Биология про запас
В столице ЕГЭ по биологии сдавали 380 выпускников. Из них 109 пришли в пункт проведения экзамена, расположенный в школе N 120 на юго-западе Москвы.
Разноцветной толпой ребята "кучковались" перед входом уже за час до начала тестирования. Кто в строгих костюмах с белыми рубашками, кто в рваных джинсах и с серьгой в ухе. Настроение было разным - от разухабистого веселья едва ли не до истерики. Так, одна из выпускниц с ужасом обнаружила, что ее школы N 538 нет в списке участвующих в ЕГЭ. Кстати, как стало известно, такое же недоразумение приключилось с ней и на "едином" по химии. К счастью, и тогда, и сейчас ошибку исправили, но понервничала одиннадцатиклассница изрядно.
За полчаса до начала организаторы экзамена приступили к "сортировке" ребят. Они выстроились на школьном крыльце, подняв над головой таблички с номерами аудиторий. Абитуриенты, получившие тоненькие бумажные полоски, - "пропуск" на экзамен - разошлись по аудиториям. В руках - паспорт, пропуск и брошюра с рекомендациями по сдаче ЕГЭ.
Без пяти десять на улице не осталось никого, кроме организаторов и учителей.
- Настроение у меня бодрое, - говорит Елена Кило, преподаватель биологии школы N 1971. - Я привела трех учениц, которые уже сдали химию. Поэтому сама процедура единого им знакома.
Экзамен по биологии длился три академических часа.
- Ну как? - спрашиваю у первых, кто "отмучился".
- Все было нормально, - говорит Галя Грижак, выпускница гимназии N 1514. - Главное, как и в обычном экзамене, - понять, с чего лучше начать. Чтобы самое сложное не осталось на последние три минуты. А вообще-то я сюда пришла просто себя проверить.
Оказывается, Галя и некоторые ее одноклассники собираются поступать в МГУ им. Ломоносова на биофак и на факультет психологии. Биологию им сдавать нужно, но главный вуз страны не принимает по результатам ЕГЭ. Поэтому "единый" для таких ребят - только лишняя проверка своих знаний, возможность понять, на что сделать упор в подготовке к вступительному экзамену.
И все-таки для большинства "егэшников" результаты важны, поскольку именно их будет рассматривать приемная комиссия выбранного вуза и решать, брать или не брать кандидата в студенты. Честно говоря, настроение и у ребят, и у многих учителей, унылое. ЕГЭ в Москве встречают с прохладцей. Пожимают плечами и разводят руками. Говорят о том, что неправильно во все вузы страны сдавать один экзамен. Сетуют, что экзаменационные задания не соответствуют школьной программе. Многие сошлись в одном - психологически легче экзамен сдавать в родной школе. Ведь, как известно, дома и стены помогают.
Видимо, в министерстве образования и науки слышат эти недовольные реплики. Поэтому новый министр Андрей Фурсенко периодически повторяет, что система ЕГЭ будет корректироваться.
- Систему нужно совершенствовать, и к осени этого года мы должны иметь четкую позицию по ЕГЭ, - сказал Андрей Фурсенко.
Кстати
На днях в Интернете появилось открытое письмо президенту РФ Владимиру Путину "Нет - разрушительным экспериментам в образовании". Его подписали 420 человек, среди которых 86 академиков, 253 профессора, преподаватели вузов и школ. Российские ученые и педагоги выступают против массового внедрения ЕГЭ.
"Технологии, применяемые при массовом проведении ЕГЭ, не могут обеспечить объективность оценок, - говорится в письме. - Неизбежны массовые списывания, подтасовки, фальсификации".
Авторы письма, среди которых вице-президент РАН Валерий Козлов, академик РАО Борис Бим-Бад, директор Ассоциации демократических школ, лауреат премии президента России Александр Тубельский, заслуженный учитель РФ Сергей Менделевич и многие другие авторитетные специалисты, считают, что необходимо создать принципиально новую концепцию системы государственной оценки качества образования, не навязанной административно, а созданной по общественному и профессиональному согласию.