Повестка дня формулировалась нарочито сухо: первый вопрос - совершенствование механизма взаимодействия федеральной и региональной власти, второй - информация о подготовке к вступлению в силу известного Федеральной закона номер 95, по которому льготы заменяются денежными компенсациями. Однако все происходило вполне по Галичу: "У них первый был вопрос - "Свободу Африке!", а потом уже про нас в части: "Разное", когда сквозь весь официоз прорывается отчаянное "давай подробности!", а докладчики явно стремятся не схлопотать "строгача с занесением".
Докладчики на Госсовете губернаторы Николай Виноградов (Владимирская область) и Сергей Собянин (Тюменская) как будто соревновались друг с другом в количестве корявых канцелярских терминов на единицу времени. За всеми этими "эффективными взаимодействиями" и "оптимизациями моделей", и т.д., и т.п., непосвященным трудно было понять, что речь идет о вещах практически революционных.
Именно вопрос разграничения полномочий - это хребет, станина, каркас - или, как там еще называют, опорные части нынешней власти и меняющей ее структуру административной реформы.
Собственно говоря, вопрос о реальной власти хоть в центре, хоть в регионах, хоть в сельских муниципалитетах, всегда упирается в три главных вопроса: на что я имею право, сколько у меня на это денег и что мне будет, если я со своими задачами не справлюсь. Третий вопрос для нынешних избранных, а неназначенных губернаторов пока во многом риторический - отчего центр и продолжает настаивать на достаточно жесткой системе контроля, которая позволит забрать обратно спущенные с федерального уровня полномочия у тех регионов, кому они окажутся не под силу. Ответы же на первые два вопроса это и есть суть административной реформы, над реализацией которой четыре года трудились разные рабочие группы того же Госсовета, а также две комиссии - при правительстве и при президенте РФ. Сейчас им удалось продраться сквозь буреломы дублирующих друг друга административных структур и законодательные завалы. Более-менее стройная схема должна заработать буквально со следующего года.
Открывая заседание Госсовета, Владимир Путин особо отметил: "Эффективность государственного управления определяется четкостью, с которой органы власти понимают собственные обязанности". В административной реформе президент считает необходимым "учет взаимных интересов". Ни в коем случае, сказал он, эти реформы не должны привести к болезненным последствиям в социальной сфере. "Главный принцип - меньше затрат, больше пользы. И для общества, и для страны". Президент считает недопустимым сохранять в регионах избыточные функции исполнительной власти, уже ликвидированные в центре, призывает к "многократной разбюрократизации экономической жизни". По мнению президента, необходимо срочно привести в соответствие с планом реформ федеральное и региональное законодательство, понимая, что четкое разделение полномочий - "только часть дела" и реформа всей структуры будет продолжаться.
В рамках административной реформы в России происходит радикальная децентрализация. Впервые на региональный уровень предложено передать 47 властных полномочий и делегировать - 20, причем не на словах, а при полном финансовом обеспечении. Впервые установлены жесткие пределы, до которых Федерация может диктовать регионам, как им жить и что финансировать. Но одновременно с самостоятельностью регионы получают полную политическую ответственность за свои действия и судьбу живущих в них граждан.
Суть нововведений в финансовой сфере собравшимся прокомментировали министр финансов РФ Алексей Кудрин и министр здравоохранения и социального развития Михаил Зурабов. По словам Кудрина, со следующего года система финансовых взаимоотношений регионы - центр следует "закрепить надолго и не менять правила игры". Новшества, считает он, пойдут регионам только во благо: у субъектов Федерации остаются налог на имущество юридических лиц, подоходный, земельный и др. - а они, по прогнозам Минфина, будут собираться темпами, превышающими инфляцию.
Михаил Зурабов высказался на самую болезненную тему дискуссий - о замене льгот денежными компенсациями, в чем большинство граждан дружно усматривает некий подвох. По словам Зурабова, речь идет не об отмене льгот, а лишь об изменении формы их финансирования, и граждане в убытке не останутся. Зурабов отметил, что правительство считает "важнейшей задачей сохранение доступности для льготных категорий граждан проезда на городском и пригородном железнодорожном транспорте, лекарственного обеспечения и санаторно-курортного обслуживания", причем на уровне "не менее того, что сложился, и даже выше".
Правда, выступавшие на заседании Госсовета губернаторы со своих сугубо практических позиций с Зурабовым не соглашались. Эмоциональное выступление губернатора Санкт-Петербурга Валентины Матвиенко даже сорвало аплодисменты. "Либо политика неправильная, либо методика", - горячилась Валентина Ивановна, говоря о нелогичных, по ее мнению, перераспределениях денежных средств, поступающих на нужды здравоохранения и т.д., отчего бюджет Питера не досчитывается 10 миллиардов рублей.
Зурабов произнес необходимые слова в свое оправдание, а Владимир Путин в завершение краткой дискуссии заметил: если подойти ко всем регионам с одинаковыми мерками и перевести все льготы на федеральный уровень, это может привести к значительному снижению денежных выплат для всех категорий льготников и значительному изъятию из доходной части бюджетов регионов-доноров. В кулуарах Госсовета губернаторы подобного рода регионов достаточно оптимистично смотрели на свое будущее. Минтимер Шаймиев и мэр Москвы Юрий Лужков даже предсказывали увеличение сумм выплат. Ряд других губернаторов, например глава Красноярского края Александр Хлопонин, были более критичны: "Лучше, конечно, деньги, чем льготы. Но это должны быть реальные деньги".
В докладе "отца административной реформы", руководителя аппарата правительства РФ Дмитрия Козака точки над i были расставлены кратко и четко. Козак считает, что сейчас необходимо справедливо и пропорционально (а ни в коем случае не "поровну") распределить обязанности между всеми уровнями власти, для чего принять соответствующие поправки в Бюджетный и Налоговый кодексы. Необходимо, по мнению Козака, перераспределить права собственности на материальные объекты: школами и учреждениями культуры обязаны заниматься регионы, а Федерации останется лишь национальное достояние из особого перечня. В итоге децентрализация должна "сцементировать Федерацию", считает Козак.
"Россия сильна тогда, когда в ней есть самостоятельные, экономически независимые и сильные регионы", - говорил журналистам Юрий Лужков, и с его мнением большинство коллег были согласны. Правда, многие из них жаловались на недоверие со стороны центра на скудость "информационных потоков, на то, что, не имея представления о планах реформ, они вынуждены лишь "слепо копировать федеральную матрицу".
Председатель правительства Михаил Фрадков в ответ тут же предложил выделить представителям регионов до 15 мест на заседаниях кабинета, "исходя из количества свободных мест, образовавшихся от недобора министров". Кроме личных своих встреч с губернаторами Фрадков предложил ввести в практику "курсовые совещания" с главами регионов. По информации Дмитрия Козака, ближайшее заседание правительства на тему, которую рассматривал Госсовет, состоится очень скоро - 4 июня.