В своей аналитической записке Елена Дубровина суммировала опыт избрания законодательных органов власти в 13 субъектах Федерации: Татарстане, Свердловской области, Калмыкии, Алтайском крае, Волгоградской области, Ингушетии и т.д. Опыт показал, что "использование смешанной мажоритарно-пропорциональной системы вполне оправданно, политические партии постепенно становятся полноправными участниками процесса формирования государственной власти в субъектах РФ".
На эту мысль Дубровину наводят и арифметические итоги выборов: в одномандатных округах из 308 кандидатов, выдвинутых политическими партиями, избирательными объединениями и блоками, стали депутатами 184 человека - без малого 60 процентов.
При этом во всех 13 субъектах прослеживается тенденция к уменьшению количества кандидатов-самовыдвиженцев. Кроме того, процент голосования "против всех" по единым избирательным округам, где баллотировались партийные списки, значительно, иногда в два раза, меньше, чем по одномандатным округам. Исключение составила лишь Ингушетия.
Большая часть доклада была посвящена оценке преимуществ пропорциональной системы на нынешнем историческом этапе: разнообразный профессиональный, возрастной, национальный и гендерный состав кандидатов в партийных списках, возможность голосовать за людей известных на данной территории и многое другое. При этом Дубровина уделила внимание и специфическим проблемам применения пропорциональной системы. В частности, она констатировала, что многие партии не имеют структурных подразделений на местах, из-за чего затруднено формирование региональных групп. Существенно усложняется процесс подсчета голосов при использовании на выборах системы "открытых" партийных списков, когда избиратель помимо прочего еще и расставляет кандидатов по местам в соответствии со своими симпатиями (места в "закрытых" списках распределяет партия). Имеющиеся системы электронного подсчета голосов пока не могут быть использованы при голосовании по "открытым спискам". Насущная проблема и порог прохождения в местные парламенты для партий: 7 процентов, как в Татарстане, и 10, как в Калмыкии, - цифры чрезмерные, несмотря на то, что для выборов в Госдуму уже законодательно утвержден 7-процентный барьер. В регионах, по мысли Дубровиной, достаточно и 5 процентов.
Реакция собравшихся на записку и выводы докладчика оказалась исключительно положительной. Ни коммунисты, ни представители ЛДПР по существу представленной аналитики замечаний не имели и только вносили предложения и пожелания. Попробовал поспорить с докладчицей вышедший на связь из Казани председатель Госсовета Татарстана Фарид Мухаметшин, объявивший, что 7-процентный барьер не помешал им составить у себя целых две фракции исключительно из представителей "Единой России" (всего в Госсовете Татарстана распределили 50 мандатов: 46 получило "Едро", 4 - КПРФ), а остальным партиям нужно просто активизироваться. К реальности Мухаметшина вернул председатель Комитета Совета Федерации по делам Федерации и региональной политике Александр Казаков, заявивший, что барьер не должен превышать 5 процентов. Мухаметшин в Казани недоуменно пожал плечами. После этого ни у кого из присутствующих не осталось сомнений, что пропорциональной системе в России быть.
А аналитическая записка Дубровиной единогласно была одобрена и принята как основа для дальнейшего совершенствования регионального избирательного законодательства.