04.06.2004 04:00
Власть

Прах ЕврАзЭС послужит потомкам

Из него вырастет Единое экономическое пространство
Текст:  Евгений Арсюхин
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (3494)
Читать на сайте RG.RU

Генсек ЕврАзЭС Григорий Рапота накануне саммита своей организации, назначенного на 18 июня, прибыл в Минск, чтобы сверить часы с белорусским руководством. Сверка началась с самокритики: Рапота заявил, что таможенный союз формируется "недостаточно быстро". Отдав должное хозяевам ("90 процентов ставок ввозных пошлин" у России и Белоруссии "совпадают"), гость сказал, что ускорить выравнивание помогут "переговоры по вступлению стран - участниц Сообщества в ВТО".

"Запретное" слово - ВТО - было произнесено. Запретное потому, что страны СНГ так и не определились, как членство их государства во Всемирной торговой организации влияет на отношения с партнерами по ЕврАзЭС или ЕЭП. Россия полагает, что эти материи никак не связаны, а Казахстан, напротив, думает, что, вступая в ВТО поодиночке, государства обрубают последние надежды соединить свои экономики.

А президент Белоруссии Александр Лукашенко прямо заявил, что ЕврАзЭС неэффективен и только мешает другим, более жизнеспособным проектам, например ЕЭП. Поэтому участвовать в финансировании ЕврАзЭС вряд ли нужно. Впрочем, не исключено, что Лукашенко просто погорячился.

Однако, судя по всему, и в России некоторые ЕврАзЭС рассматривают как груду неплохого стройматериала, из которого можно возводить здание ЕЭП. На прошлой неделе спикер Госдумы России Борис Грызлов после встречи с президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым заявил, что "Единое экономическое пространство можно создать за 10 лет". Но оговорился - в рамках ЕврАзЭС. В Минске эта мысль прозвучала еще четче. В рамках ЕЭП, как выяснилось на встрече президентов в Ялте, нужно сочинить 61 межгосударственный документ. А ЕврАзЭС уже издал 68 договоров. Вот эти договора и предлагается пересадить на почву ЕЭП.

Напомним, однако, что в свое время Виктор Христенко, отвечающий в России за проблемы интеграции, в интервью "РГ" показал, чем сам процесс формирования ЕЭП отличается от других попыток "жить дружно". ЕврАзЭС и его коллеги строились сверху: сначала аппарат чиновников, потом - все остальное. ЕЭП обходится вообще без аппарата. Далее, ЕврАзЭС шел от малого к общему, а ЕЭП сначала определяет общие принципы, а потом подтягивает частности. Насколько нам известно, эти генетические преимущества ЕЭП пока никем не оспорены. Так что подойдут ли 68 договоров ЕврАзЭС для ЕЭП по формату - большой вопрос.

ЕврАзЭС хоронить, конечно, рано. Хотя, как подметил Лукашенко, его исчезновения, пожалуй, никто и не заметит. В России, по крайней мере, не вырастут и не упадут ни цены, ни таможенные тарифы. Однако если смотреть с высокой колокольни геополитики, все может кончиться тем, что на постсоветское пространство "придет" ВТО и установит интеграцию по своим стандартам. Но тогда России, пожалуй, будет гораздо трудней представить себя в роли "собирателя земель СССР".

Внешняя политика Евразийский экономический союз (ЕАЭС) Единое экономическое пространство (ЕЭП)