Переполох в Европе вызван заявлением партии Народный конгресс Курдистана (НКК), которая в минувшее воскресенье приняла решение прервать пятилетнее перемирие с властями Анкары. Что заставило турецких курдов пойти на такой шаг да еще приурочить его как раз к началу летнего сезона?
- К этому шло давно, - ответил заместитель председателя Международного союза курдских общественных объединений Камиз Джабраилов. - Рабочая партия Курдистана объявила о прекращении огня еще в 1998 году. Подтвердила его в 2001 году на своем последнем съезде, когда приняла новую программу и новое название - Конгресс за свободу и демократию Курдистана. Опять подтвердила в ноябре прошлого года, когда еще раз обновила программу и приняла свое нынешнее название - НКК. Однако, несмотря на публичное обязательство бороться за интересы курдского населения Турции только мирными средствами, партия так и не добилась своей легализации.
- То есть в Турции она запрещена?
- Да, власти по-прежнему отказываются от всякого диалога с политическими организациями курдов. При этом Европа, предоставляя убежище нашим политэмигрантам, в том числе председателю НКК Зубеиру Айдару, в то же время подыгрывает турецким властям. Недавно Европейский союз опять внес НКК в список террористических организаций. Это и переполнило чашу терпения.
- Как можно рассчитывать на сочувствие к курдскому делу в Европе, да и в России, сорвав так грубо отдых десятков, если не сотен тысяч людей?
- Эту претензию следует адресовать не курдам. Сошлюсь на пресс-конференцию Зубеира Айдара, которую он дал в Северном Курдистане, где сейчас находится руководство партии. За шесть лет моратория курдские силы самообороны ни разу не нарушили его условий, зато им не раз приходилось обороняться от нападений турецких войск. За это время совершено более двухсот рейдов против курдских партизан, убито более пятисот человек. О каком же моратории можно говорить, если одна сторона вообще отказывается его признать?
- Но ведь что-то же за эти годы сдвинулось в турецко-курдском конфликте?!
- Да, теперь нам разрешено петь и плясать в так называемых общественных местах. Но по-прежнему и речи нет о признании курдского языка в учебных заведениях и средствах массовой информации. Европа, которая всегда поддерживала это требование курдов, похоже, тоже о нем забыла...
- Разве не потому, что курдское сопротивление так и не разоружилось до конца?
- А с самого начала было оговорено, что это произойдет лишь в том случае, если и турецкие власти официально признают мораторий на вооруженную борьбу. Чего за шесть лет они так и не сделали.