07.06.2004 02:10
Экономика

Москва. Депо продано

Старейшее трамвайное депо в столице продали за 8 миллионов долларов
Текст:  Светлана Тыренко
Российская газета - Столичный выпуск: №0 (3495)
Читать на сайте RG.RU

Постановление об освобождении территории на улице Шаболовка, владение 7-9, где находятся депо имени Апакова и трамвайный разворотный круг, Юрий Лужков подписал шестого апреля, как раз в день 105-летия трамвая. Вагоны предписано принять другим городским депо: Октябрьскому (район Таганки), имени Русакова (Сокольники) и имени Баумана (район ВДНХ).

- Чисто математически это возможно, - говорит Людмила Казакова, директор депо имени Апакова, - Но не за такой короткий срок - нам дали полгода. Главная же проблема в другом - в географии.

В Южном округе больше ни одного депо нет, все остальные за Москвой-рекой. Даже если все маршруты припишут к самому ближнему Октябрьскому, то холостые пробеги, по оценкам независимых экономистов, обойдутся примерно в семь миллионов рублей.

Теперь представим, как трамваи будут добираться от своего нового дома до работы. Для этого существует лишь один путь, да и тот весьма проблематичный уже сейчас. Перекресток Волгоградского проспекта, Абельмановской и Марксистской улиц с шести до семи утра будут пересекать 90 трамваев, в то время как его пропускная способность по СниПам ровно втрое меньше. Есть еще узкая и тесная Дубининская улица, где и при нынешней-то нагрузке машины стоят по нескольку часов. Не говоря уже о том, что из центра на юг есть только один "трамвайный" Новоспасский мост.

Уже сейчас ясно, что жители Шаболовки и Черемушек лишаются самого удобного пути к станции метро "Шаболовская". "Вместе с депо уничтожат и круг, на котором сейчас разворачивается трамвай. Поэтому трамвай будет вынужден отсюда уйти", - сказал корреспонденту "РГ" Александр Морозов, лидер общественного движения "Москвичи за трамвай". На чем же поедут люди? Скорее всего на маршрутках, которые, как известно, проходят по любому бездорожью. Но самое вероятное, что после снятия трамвая с Шаболовки местные жители будут вынуждены добираться до станций метро "Тульская" или "Академическая", дорога до которых на 20-30 минут дольше.

Что же касается других маршрутов, связывающих трамвайное депо им. Апакова с Чертаново, Нагатино и станцией метро "Университет", то вполне вероятно, что часть из них действительно сохранится, а часть постепенно втихую снимут. Ведь для того, чтобы они здесь нормально функционировали, нужно перестроить Дубининскую улицу, построить новые разворотно-отстойные кольца, столовые для водителей... Нанять новых водителей, поскольку за счет "нулевого" пробега вагонов рабочий день удлинится. И так далее и до бесконечности. Честно говоря, немалое удивление вызывает и сам факт выселения с обжитого места именно этого трамвайного депо. Самое старое в Москве (существует с начала XX века), оно тем не менее прекрасно сохранилось. "Мы стараемся содержать предприятие в хорошем состоянии, - говорит Людмила Казакова. - У нас хороший коллектив, состоящий почти на 90 процентов из москвичей. Большая часть водителей живет неподалеку от места работы. Многие после расформирования в новые депо работать не пойдут". "Решение правительства Москвы принято, и мы обязаны его выполнять", - сказал корреспонденту "РГ" пресс-секретарь "Мосгортранса" Андрей Митрофанов.

Из шести месяцев, данных на расформирование депо имени Апакова, позади два. Проектный институт еще пытается найти оптимальные решения по перебазированию маршрутов. Но как их искать, говорят транспортники, без денег, времени и отведенного участка для перевода депо на новое место? В отличие от промышленных предприятий, которые город выводит с прежних территорий лишь тогда, когда решены все вопросы их обустройства на новом месте, в постановлении правительства Москвы, посвященном апаковцам, об этих важнейших моментах говорится вскользь.

Кстати, в списки по перебазированию из центра города депо Апакова впервые попало еще в 1999 году. Но уже через год специальным постановлением мэра его оттуда исключили. Говорят, что под предприятием обнаружился плывун, на котором строить ничего нельзя. Так почему же сейчас 8 миллионов долларов, которые поступят в городской бюджет от инвестора, получившего право на застройку Шаболовки, в одночасье перевесили и интересы сотен тысяч пассажиров, и потерю предприятия, в которое вкладывали деньги не одно поколение москвичей, и даже возможную опасность стройки на этом месте?

Досье "РГ"

В начале 90-х в столице было почти 460 километров трамвайных путей, сейчас - около 430. За годы активного строительства дорог город лишился трамвая на Звенигородском шоссе, в Шмитовском проезде, на улице Двинцев.

Пытаясь повысить пропускную способность магистрали, сняли рельсы с проспекта Мира. Трамвай заменили автобусами и троллейбусами, которые теперь вместе со всеми стоят в пробках. Под постоянной угрозой 23-й трамвай на Ленинградском шоссе. За последние десять лет город не открыл ни одного нового маршрута, за исключением ветки, протянутой до нового депо в Строгине.

Между тем, еще Генеральным планом развития Москвы, утвержденным в 70-е годы, в городе предусматривалось строительство линий скоростного трамвая, который бы связал окраины. Он снял бы большую часть нагрузки с метрополитена, избавив москвичей от необходимости ездить в соседний район через центр.

Общественный транспорт ЦФО Правительство Москвы