- Почему, по вашему мнению, наши школы неудобны для обучения?
- Известно,что человек запоминает информацию лучше, если он может физиологически реагировать на все, что услышит: вставать, садиться, ложиться на пол, класть ноги на стол, глубже дышать. У каждого свои приемы, помогающие работе памяти, - щелкать пальцами, например, закрывать глаза или даже завязывать шнурки. А сидение в одной и той же позе затрудняет запоминание, человек лишается одного из инструментов личности. На школьных уроках именно это и происходит.
- Значит, когда в средние века студенты Парижского университета рассаживались на полу аудиторий на соломе и могли в любое время перенести свою охапку на другое место, это помогало усваивать знания?
- Совершенно верно. Помните анекдот: инструктор учит балерину водить, она в машине выписывает ногами па. "Что вы делаете?" - спрашивает озадаченный инструктор. "Я ногами запоминаю!" - отвечает балерина. Так и ученик: при получении информации ему необходимо совершать некие "творческие действия".
А дизайн современного образовательного помещения - это особая система по уничтожению индивидуальности не только учеников, но и учителей. Здесь свою роль играют расположение коридора, санузлов, парт и учительского места. Оно родилось из противостояния: класс и учитель, школа и улица, ребенок и окружающая среда.
- Все государственные школы приблизительно одинаково устроены. Что можно предложить взамен?
- Практика современного дизайна учит, что у каждого человека должен быть отдельно взятый кусок пространства, где можно, во-первых, проявить свое творчество, и которым, во-вторых, он учится управлять. В некоторых западных университетах, например, каждому студенту на время учебы выделяется отдельная кабинка в аудитории. Главное, чтобы можно было сидеть в удобной позе и чтобы было место, где можно оставить свой "след" -приколоть записку, испачкать или наоборот вымыть, даже черкануть что-то. У нас же вечно ругают учеников, которые пишут на партах.
- А как вам расположение парт в нынешних классах?
- Когда я прихожу в какое-нибудь частное учебное заведение, я обычно ставлю парты вместе - получается огромный общий стол. Каждый занимает одинаковое место - сидит со мной за одним столом и вместе со мной работает. Можно вставать, ходить, что-то вешать на стены. Получается собрание равных, как у короля Артура.
Но в школе все с точностью до наоборот. Возьмите декор классов. Неподвижные постеры просто лишают возможности творчески мыслить. Идеальное оформление учебной аудитории - система рамочек и панелей, на которые вешаются фотографии, рисунки, плакаты. Хорошо, если ученик, войдя в класс, найдет на стене что-то новое. Нужен процесс общения со стенами учебного заведения.
- Допустим, мы сможем снимать и перевешивать постеры в классе, дадим ученикам отдельную доску или панель, чтобы самовыражаться на ней. Но ведь школьные здания, которые построены много лет назад, никакой перестройке не подлежат?
- Кое-что можно сделать. Хорошее современное учебное заведение должно представлять из себя коробку, где по мере необходимости меняются перегородки разной высоты. Появилась необходимость - поставили перегородки и сделали аудитории по пять человек, понадобилось - сняли перегородки и вот вам залы на 800 слушателей. Если мы не можем перестроить школьное здание, давайте обратим внимание на школьные коридоры. Необходимы специально выделенные места, где ученики могли обсудить услышанное в классе или просто потусоваться, поиграть на гитаре. В идеальном варианте для этой цели лучше всего подходит большой холл, из которого идут двери в мини-холлы, а из них - в классные комнаты. Получается что-то типа ромашки.
Надо чтобы пространство класса спокойно перетекало в пространство школы, а пространство школы - в пространство окружающего мира за порогом. Это совершается через коридорчик или стену. Можно, например, выкрасить часть коридора у кабинета химии в синий цвет, исписать формулами. Приближаясь к кабинету, ты приближаешься к зоне химии. Зашел туда - оказался в мире химии. Вышел, прошел несколько шагов по коридору - вступаешь в зону биологии. И так далее...
- Вы уверены, что многое в школьном образовании можно исправить правильным дизайном?
- Конечно, нет. Если нет настоящего учителя, горящего энтузиаста - дизайном делу не поможешь. Но для учителя гораздо удобнее, когда в рамках учебного процесса у ребят есть возможность проявлять инициативу, есть специально для этого выделенное место. Такой человек учится существовать в окружающем мире, не разрушая его. Почему сегодня среди нас так много "разрушителей"? Людей с детства так активно подавляли, что они не представляют иного способа проявления инициативы, кроме разрушения сделанного до них. Школа не предложила им другого варианта.