10.06.2004 03:00
Общество

Социологи убеждены: "я" победило "мы"

Социологи убеждены, что "я" победило "мы"
Текст:  Елена Яковлева
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (3498)
Читать на сайте RG.RU

Об этом наш разговор с кандидатом психологических наук, автором книги "Как стать собой", психологом частного лицея Верой Даниловой.

Яркая личность или большой оригинал

- Что происходит с индивидуальностью в наше время? Мы живем в эпоху провозглашенной свободы, наверное, это лучший фон для раскрытия индивидуальности. С другой стороны, это время достаточно жесткой ответственности за себя, за свою судьбу и поступки, сопровождающаяся дефицитом свободного времени, сильной заорганизованностью. Как вы считаете, остается ли значимой ценность индивидуальности? Как проявляется индивидуальность в наше время?

- В традиционном обществе индивидуальность понимается как отличие от нормы, большинства, как оригинальность. А в новом европейском обществе индивидуальность понимается как проект самого себя, который еще реализуется, как самостоятельность и личная ответственность. В этом случае индивидуальность может не отличаться никакой внешней оригинальностью. Кстати, в обыденном языке есть это различие: мы совершенно с разной интонацией говорим "яркая индивидуальность" и "б-а-а-а-льшой оригинал". О какой индивидуальности мы будем говорить?

- О той, которая предполагает незавершенный проект самого себя. С нею у нас сегодня все хорошо?

- У нас все хорошо с индивидуализмом. Поскольку ценность коллективизма разрушилась...

- Окончательно разрушилась?

- Думаю, что да. Это видно уже потому, что разрушилась детская ролевая игра. Ребенок, который в возрасте 5-6 лет должен приобретать в ней опыт совместного действия, его почти не приобретает.

- Что, и в войнушку не играют?

- Не играют. Может быть, немного погодя начнут играть в каких-нибудь американских копов, подражая фильмам, но это немного не то...

- Почему не играют?

- Во дворе не играют, потому что выпускать ребенка во двор стало более опасно, чем раньше, дети в основном находятся или в детских дошкольных заведениях, или с няней. Детский сад убежден, что ребенка надо готовить к школе, а не в игры с ним играть, большей популярностью пользуются как раз те детсады, в которых иностранный язык, теннис, плавание, еще что-нибудь навороченное, вроде риторики например. У столь занятых детей на игру времени почти не остается. Я, например, стараюсь объяснить тем же воспитателям, насколько важна детская игра, поскольку те, кто в пять лет недоиграл в ролевые игры, имеют очень большой шанс в 20 лет прийти ко мне на психотерапию. Но они в ответ рассказывают какую-нибудь страшилку, как дети играют "не в то". А если заметит методист или родители узнают, что дети играли "в пьяных", - что будет!

А игра - даже "в пьяных" - для ребенка суперважна, поскольку она дает возможность осознать взрослую жизнь. Для психологического развития как раз очень важно, что ребенок играет во все, что увидел, включая травмирующее, он в игре может это выразить, осознать, отстраниться от этого. Но представьте себе ужас мамы или бабушки, которые приходят в детский сад забирать ребенка, а милая девочка ей радостно рассказывает: "А мы сегодня играли в автомобильные катастрофы, Валя попал в аварию, ему руки-ноги поломало, а потом он умер". Родители в ужасе. Идут к заведующей и начинают все это обсуждать...

- А играть можно "во все"?

- Под правильным управлением взрослых играть можно во все. Конечно, игры всегда немножко неправильная вещь, как любое творчество. Все понимают, зачем нужны уроки, мало кто понимает, зачем нужны игры. А в результате дети приходят в первый класс этакими маугли. Без опыта коллективности в хорошем смысле этого слова как умения кооперироваться, сотрудничать с другими, готовностью уступить и попросить. Не знаю, может быть, вам эта идея не понравится, но мне кажется, плохо, что у нас разрушились детские общественно-политические организации. Как бы их ни критиковали, они давали некоторый опыт коллективизма.

Одиночки склонны к стаям

- На что в результате ориентирована молодежь?

- Это или полная запрограммированность жизни начиная с начальных классов, поскольку родители уже спланировали жизнь ребенка. Среди моих и ваших ровесников считалось ну просто неприличным не задуматься о том, в какой институт пойдешь, а пойти туда, куда родители послали. А сейчас дети с гордостью рассказывают, что место в институте их уже ждет и после института место работы тоже ждет - у папы на фирме. Иногда это вызывает зависть у тех, кого оно не ждет.

Другой вариант - молодежь, ориентированная на американскую мечту: одиночка, готовый прорваться. Это такой предельный воинствующий индивидуализм в духе американских фильмов: я сам пробьюсь любой ценой, мне никто не нужен. Большая часть из них, как правило, "обламывается". Тем более что сейчас возможности прорваться с нуля практически уже нет, как лет десять назад. Молодой человек к 20 годам не заработает себе на машину и квартиру перегонкой подержанных автомобилей из-за границы.

- И что происходит в случае "облома"?

- Реакция на крайний индивидуализм - крайняя стайность. Особенный, радикальный коллективизм. Это коллективизм секты, в которой человек отказывается от своей индивидуальности и права решать.

Мне кажется, что сейчас идет волна такого "нового коллективизма" - вместо разнородных прозрачных коллективов, - множество жестко организованных групп, закрытых друг для друга, а возможно, и враждующих. Вроде скинхедов.

Есть, правда, еще один способ бегства от своей отдельности, куда более социально приемлемый, - это корпоративная культура. Многих людей вполне устраивает регламентированность их работы, одежды, повседневной культуры, вплоть до интонации разговоров по телефону, - корпоративными правилами. Конечно, они безопаснее скинов. Но психологически это похоже. Возможностью жить "по-человечески" при неумении жить индивидуально. Это плохо, но есть варианты хуже - наркомания, распад личности, уход в выморочное существование. Даже неважно, химическая это наркомания или зависимость от компьютерных игр: человек уходит от жизни. Это как раз то, что происходит в условиях отсутствия индивидуальности.

- А что нужно, чтобы развивалась индивидуальность?

- У вас появится возможность заподозрить меня в ностальгии по советскому, но я совершенно уверена и могу даже ссылаться на философские работы и психологические исследования: для того чтобы складывалась индивидуальность, нужна идеология. Виктор Франкл это обнаружил: человеку даже для того чтобы физически выжить, необходима отнесенность своих действий, своей индивидуальной жизни к чему-то, что выходит за ее пределы, даже по времени, будет существовать после смерти например. Ценность индивидуальности в отсутствии служения чему-то не личному вырождается.

У нас же советская идеология развалилась, и до сих пор сохраняется идеологический вакуум.

Полезно быть автором

- Моя подруга была консультантом по управлению, достигла больших высот, потом все бросила, пошла учиться на продюсера. Сейчас определяется в новой реальности. Но все началось с того, что когда-то давным-давно она захотела снять фильм про трех древнерусских князей времен Александра Невского. У меня дух захватывает от того, как человек оставил знакомую реальность и пошел новым путем. Это творчество судьбы.

- Творчество судьбы - очень хорошее выражение. В формулировке Лотмана или Фуко это прозвучало как "быть автором своей жизни".

- Как можно культивировать ценность индивидуальности? Выход в творческом пути?

- Есть стереотипы и творческого пути, например стереотип богемной жизни. Он не менее жесткий, чем стереотип поведения банковского служащего, который должен быть в пиджаке и при галстуке.

- Но быть творцом своего пути трудно.

- И все-таки это нужно практиковать. Ребенок может в первом классе проявить свое авторство в том, что он выразительно читает чужой текст. Он автор в этой выразительности. Став постарше, он может сочинить сказку, хотя его сказка никогда не будет опубликована, она не дотягивает до того, чтобы быть интересной для общества, но он автор. У человека должен быть опыт авторства такого рода. И готовность принять несовершенство своего продукта. По большому счету он всегда несовершенен, даже если это произведение войдет в классику.

Но сегодняшние дети, по моим наблюдениям, почти все перфекционисты. Они боятся сделать что-то, что будет не так хорошо, как хотела бы мама или папа. Из-за этого возможность творчества блокируется.

- Что мешает развитию индивидуальности в детях?

- Очень много завышенных требований со стороны родителей, направленных на внешний успех. Если говорить о развитии какой-то самостоятельности, то в первую очередь этому мешает ценность внешних успехов и готовность работать на нее с полной отдачей.

Оборотная сторона ориентации на внешний успех и готовность в это вкладываться - страх. Страх "не соответствовать", страх ошибки. Такому ребенку легко действовать по правилам и очень сложно в ситуации, где ничего непонятно, где нужно обдумать и придумать что-то.

Образ жизни Социология