15.06.2004 05:00
Экономика

Георгий Боос: треть получат квартиры

Текст:  Ирина Колодина Татьяна Конищева Михаил Махлин
Российская Бизнес-газета - : №0 (463)
Читать на сайте RG.RU

В четверг 10 июня Госдума рассмотрела пакет законопроектов по формированию рынка доступного жилья в первом чтении. Данный пакет предусматривает целый ряд существенных изменений. Нам удалось изучить всю цепочку производства, строительства жилья, начиная еще с ранних стадий подготовки вплоть до непосредственной продажи жилья. Соответственно мы проанализировали все проблемы, которые возникают на каждой стадии разработки, строительства и продажи данного жилья, и попытались найти решение этих проблем. Для того чтобы  как оживить, активизировать само строительство жилья, так и всячески содействовать людям в приобретении жилья, снять все барьеры и препоны, чтобы люди могли приобретать жилье, при этом покупать его на основе в том числе и долгосрочных кредитов. Отмечу также, что в этом пакете рассматривается и проблема повышения платежеспособности людей.

Картина сегодня, на наш взгляд, такая. Сегодня, с одной стороны, активизируется строительство жилья, разрушается монополия застройщиков, устраняются административные барьеры, регулируются правила землепользования и развития поселений, вводятся прозрачные процедуры по доступу к земельным участкам. То есть меняется целый ряд вещей, которые приводят к созданию конкурентных условий в жилищном строительстве и к активизации самого жилищного строительства. Кроме этого, стимулируется развитие инженерной инфраструктуры, коммунальной инфраструктуры и делаются попытки по разрушению монополий в этой сфере. Таким образом, мы рассчитываем, что спрос, который будет явно активизирован, будет сбалансирован активизацией предложения.

С другой стороны, хотя платежеспособность в стране повышается ежегодно, но в силу того, что есть на рынке монополия на строительство, строительство жилья не увеличивается, так как практически отсутствует конкуренция. И это в свою очередь ведет к росту цен на жилье. К примеру, в 2003 году рост платежеспособности населения составил 26 процентов. Но строить от этого мы больше не стали. И в результате мы увидели увеличение цены на рынке на те же самые 26 процентов. Другими словами, рост платежеспособности сегодня приводит только к росту цены. Поэтому перед нами стояла задача - как сделать так, чтобы платежеспособность выросла, но одновременно с этим выросло строительство жилья.

Мы сделали независимые расчеты, которые дают нам основания считать, что к 2010 году объем жилищного строительства более чем удвоится, и мы выйдем на уровень 75-80 млн. кв. м жилья в год. И при этом, если сегодня доступно жилье примерно для 9 процентов населения, то к 2010 году мы сможем выйти на уровень доступности примерно для 30 процентов населения.

По завершении всей реформы мы рассчитываем, что в течение какого-то времени мы войдем в нормальный режим, и при этом спрос будет на уровне примерно вот этих 150 млн., и соответственное предложение будет таким же.

То, что касается данного пакета законов, то преимущественно все эти законопроекты прямого действия. Хотя некоторые из них предусматривают, что соответствующие законы или нормативно-правовые акты будут приниматься субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления. Это касается и Жилищного кодекса, и местного налога на недвижимость, в котором предлагается заменить налог на имущество и плату за землю в часть объектов жилищного хозяйства. Ну, и еще целый ряд законопроектов предусматривает, что будет приниматься целая серия нормативных актов.

В этом пакете делаются различного рода налоговые преференции для тех, кто желает приобрести жилье, и предпринимается целый ряд усилий для того, чтобы снизить риски для банков и понизить стоимость кредитов. При этом предусматривается, что государство по различным государственным программам будет участвовать в финансировании либо субсидировании процентных ставок, либо финансировании первых взносов какой-то части жилья. Конечно, все это будет идти по специальным государственным программам или по программам территорий, которые будут приниматься в субъектах и муниципалитетах. Кроме этого предполагается создать механизмы, при которых самый главный риск, риск невозвратности кредита банка, будет обеспечен достаточно ликвидно и твердым покрытием. И соответственно при таком подходе цена на такой кредит будет снижаться, и доступ к такому кредиту станет легче.

Помимо этого мы, в принципе, предлагаем ввести новую процедуру жилищного строительства, когда у вас в одном коммерческом доме больше не будут жить вместе и те, кто купил это жилье за деньги, и те, кто получил это жилье как очередник района. Никакая реформа никаких жилищно-коммунальных отношений не сможет в таком доме состояться, так как у граждан разный уровень требований к своему жилью. Мы предлагаем перейти к системе, при которой будет строиться коммерческое жилье, которое либо приобретается в собственность, либо приобретается в коммерческий найм. А наряду с этим будет строиться социальное жилье, которое предоставляется по нормам социального проживания. В каждом субъекте Федерации будут приниматься свои нормы, и исходя из этих норм будет предоставляться социальное жилье.

Жилая недвижимость Коммерческая недвижимость Жилищное право Госдума