15.06.2004 01:00
Экономика

Регионы открывают прелести пластиковых карт

Регионы открывают прелести "пластикового" бизнеса
Текст:  Антон Чаблин (Ставрополь)
Российская Бизнес-газета - : №0 (463)
Читать на сайте RG.RU

От кредита к дебету

Надо признать: российские банкиры в последнее время перестали ориентироваться исключительно на экстенсивный рост и все больше раскручивают новые возможности пластика. Уверенно растет доля активных пользователей, которые чаще оплачивают карточкой покупки и услуги, нежели снимают наличные в банкоматах. Сформировался пласт экономически активного населения, представители которого ходят только в те супермаркеты и обращаются в те турфирмы, где принимают к оплате пластиковые карты. Мало-помалу расширяется круг людей, которые самостоятельно обращаются в банк за картой, а не просто получают по карточкам зарплату.

В чем же мы отстаем? На Западе существует большое количество разновидностей финансовых схем обслуживания банковских карт. В России многие из них только-только начали приживаться.

Вот, к примеру, кредитные карты. Это банковские карты, предоставляющие услуги овердрафта по карточному счету. Сегодня число настоящих кредитных карт меньше 1 процента. А ведь самый значительный скачок в качественном развитии рынка состоится в тот момент, когда на "прилавках" появятся массовые кредитные карты.

Медленно приживается корпоративный "пластик" (обслуживающий не личные счета, а картсчета юрлиц). Этот сегмент рынка развивается в основном за счет Москвы, Подмосковья и Санкт-Петербурга, на которые приходится больше половины эмиссии подобных карт.

Несомненно, будущее пластикового бизнеса зависит от регионов. В этом смысле интересно взглянуть на один из них - Южный федеральный округ и, в частности, Ставрополье.

Игрушка для элиты

Сегодня держателями "пластика" в Южном федеральном округе являются 900 тысяч человек, в крае - 200 тысяч.

Получается, что в среднем каждый третий из работающих пользуется банковской картой. В краевом центре этот показатель выше - каждый второй. Кроме того, среди держателей карт есть и пенсионеры, и студенты.

Абсолютные цифры вроде бы обнадеживают. Но многое прояснится, если сказать, что на Южный федеральный округ приходится не более 3,5 процента от отечественного рынка пластиковых карт.

И еще одна интересная особенность. Национальные республики Северного Кавказа - явные аутсайдеры по уровню развития "пластикового" рынка. Местные банки выпускают меньше всего карт, меньше всего открывают банкоматов. Обладатели карт очень редко пользуются ими.

На Западе существует большое количество разновидностей финансовых схем обслуживания банковских карт. В России многие из них только-только начали приживаться.

Но вот какая особенность. Дагестан, Карачаево-Черкесия, Алания - лидеры по другим показателям: средней сумме, снимавшейся с банкоматов за один день или с одной карты, среднему расходу на оплату покупок по одной карте. Получается, в регионах, где банки эмитировали меньше всего карт, они разошлись по рукам наиболее обеспеченных представителей населения, которые с их помощью делают самые затратные покупки (по наличному и безналичному расчету).

Зарплатный фактор

Сегодня в России 94 процента эмитированных банковских карт приходится на зарплатные проекты. Ставрополь тут вышел в лидеры - почти 98 процентов. Но, несмотря на это, многие до сих пор воспринимают "пластик" скорее негативно - как новацию, навязанную работодателем. Разумеется, всегда есть и будут люди, которые пользуются картой один раз в месяц - исключительно для снятия наличных в кассе или банкомате в день выдачи жалованья.

Фактически зарплатные проекты - своеобразный "пиаровский" ход банков, имеющий целью популяризацию "пластиковых" расчетов. Для этого, кстати, кредитные организации часто договариваются с руководством предприятий о предоставлении сотрудникам последних овердрафтного кредита по картам в размере оклада за 1-3 месяца под сравнительно небольшой годовой процент. Но вот что обращает на себя внимание.

- Казалось бы, очереди у банкоматов - яркий признак роста "пластикового" рынка, - говорит Владимир Рохмистров, руководитель антимонопольного управления по Ставропольскому краю. - На самом деле это не совсем так.

Действительно, нередко на улицах Ставрополья можно видеть такую картинку: у одного банкомата - толпа, а у соседнего, той же платежной системы - никого. Объяснение простое: банкоматы обслуживают карты "своего" банка без комиссии, а "чужого" - за комиссионный процент. И хотя сумма комиссии в общем невелика, подавляющее большинство бюджетников не хотят платить за то, чтобы получить свою собственную зарплату.

О необходимости решать этот вопрос через создание банковских альянсов говорится много лет, однако реальные шаги сделаны лишь на Урале и в Центральной России. А на Северном Кавказе ситуация какой была, такой и осталась. В общей сложности в регионе представлено около полутора десятков платежных систем международного, федерального и локального масштаба. Но, несмотря на многочисленные декларации банкиров о необходимости согласованных действий на рынке пластиковых карт, консолидирующей системы по-прежнему нет.

Банкоматов больше не станет?

Одно из основных препятствий в развитии удобной межбанковской программы - недостаточная развитость инфраструктуры обслуживания владельцев пластиковых карт: банкоматов, POS-терминалов. Конечная цель банков - развитие безналичных оборотов взамен наличных в торговой сети, а не выдача пластиковых карт как можно большему числу людей.

В том же Ставрополе наличный розничный торговый оборот за год составляет более 10 миллиардов рублей. 30-40 процентов этой суммы приходится на рынки, то есть на те места, где установить торговые терминалы в принципе нереально. Остается 6-7 миллиардов рублей - та сумма, которая потенциально может проходить безналично. Но на долю расчетов, совершенных через торговые терминалы лидера ставропольского рынка банковских карт Северо-Кавказского банка Сбербанка РФ, приходится лишь несколько процентов от всего оборота.

По мнению сочинского банкира Игоря Хакимова, дело в том, что в ранее действовавшей редакции Налогового кодекса РФ (в главе, регулирующей отношения, связанные с налогообложением в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности) розничной торговлей признавалась торговля товарами и оказание услуг покупателям только за наличный расчет.

Внедрение прогрессивных форм безналичных расчетов в многочисленных объектах мелкой розничной торговли было объективно затруднено из-за различных режимов налогообложения одного и того же вида деятельности, отличающихся лишь формой расчетов.

Ассоциация региональных банков "Россия" обратилась в Госдуму с просьбой пересмотреть законодательство. И с 1 января 2004 года статья 346.27 НК РФ действует в новой редакции, где под розничной торговлей понимается продажа товаров не только за наличный расчет, но и с использованием пластиковых карт.

Что будет с эквайрингом?

В заключение хотелось бы напомнить, что банковские карты были придуманы для обеспечения эквайринга (обслуживания банком пластиковых карт "сторонних" банков при выдаче наличных через сеть банкоматов, терминалов и операционных касс и всех прочих карт в торговых и сервисных предприятиях). И во всем цивилизованном мире именно это направление является самым развитым. А у нас?

- В целом эквайринговый рынок в России пока находится в состоянии демпинга, - считает ставропольский банкир Александр Пальцев. - Тарифы на обслуживание магазинов приближаются к нулю, так что, возможно, очень скоро вся тяжесть расходов на развитие инфраструктуры будет переложена на держателей карт. Несмотря на это, за последнее время российские банки достигли заметного успеха в продвижении эквайринговых услуг к конечному потребителю. Не случайно за полтора года комиссионное вознаграждение (которое отчисляет фирма - держатель POS-терминала банку, который его установил) существенно снизилось - с 3,5 до 2-2,5 процента.

По его мнению, у Ставрополья большие перспективы в плане развития эквайринга, особенно в курортном регионе Кавминвод, где прекрасно бы уживались различные карточные программы банков и туристических компаний, торговых и развлекательных центров. Остается только этот потенциал умело использовать.

Самая развития система эквайринга - у Сбербанка. Хотя, бывает, что в его адрес поступают жалобы от клиентов: мол, карточку не приняли к оплате, потребовали наличность. Новые мелкие и средние торговые компании не очень спешат включаться в эквайринговую систему, отдавая предпочтение "живым" деньгам.

Как утверждает ставропольский специалист Ирина Лютикова, на нынешнем этапе развития ставропольского кредитного рынка едва ли можно говорить о предпочтениях держателей карт в пользу выбора торговой точки, принимающей карты к оплате. Учитывая, что в крае немало держателей карт, установка POS-терминалов на предприятиях торговли и сервиса явилась скорее "объективной необходимостью", приносящей, однако, определенную прибыль как банку, так и самой торговой точке.

Вот и получается, что основное препятствие на пути развития "пластикового" рынка в регионах не слабая законодательная база или устаревшие технологии, а инертность финансового мышления, в том числе самих бизнесменов.

Товары и цены Банки