15.06.2004 07:00
Общество

Госпремии в области литературы и искусства

"РГ" публикует Указ президента РФ о присуждении Государственных премий России в области литературы и искусства
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (3501)
Читать на сайте RG.RU

Тема "власть и литература", так остро волновавшая русских писателей, к сожалению, по-прежнему актуальна. Что делать с литературой нового времени, учредители Государственной премии решительно не представляют. Причины затруднений очевидны: прежняя система идеологических ценностей разрушена, новая не создана.

 

Награды удостоен Василий Белов, писатель-деревенщик, уже дважды Государственную премию получавший! Автор "Привычного дела" и "Плотницких рассказов", Василий Белов является лауреатом и Госпремии СССР, и Госпремии России. Но по известной русской поговорке Бог любит троицу - очевидно, и Белова, причем, кажется, взаимно: в последних прозаических вещах писателя религиозные мотивы звучат все звонче. Роман "Час шестый", удостоенный премии, - заключительная часть трилогии о коллективизации в судьбах русского крестьянства, продолжение "Канунов" и "Года великого перелома". Резкие националистические высказывания писателя так отпугнули от него литературную общественность, что "Час шестый" прошел незамеченным и, казалось, был обречен на забвение. Как видим, не всеми.

Второй литературный лауреат этого года - чеченец Канта Ибрагимов, получивший премию за роман о семидесятилетней истории Чечни "Прошедшие войны". С литературной точки зрения роман далек от совершенства - рваная композиция, трудно читаемые диалоги, затянутость.

Выбор в пользу Григория Кружкова, отмеченного "за переводы английской и американской" поэзии, представляется безупречным. Кружков трудится на переводческой ниве давно и успешно. Он переводил и Шекспира, и Джона Донна, и Джойса, и Фроста, и абсурдистскую, и детскую английскую поэзию - с неизменным знанием предмета, вкусом и остроумием.

Госпремия в области изобразительного искусства, так уж сложилось в последние годы, дается людям достойным, но чье творчество не отмечено актуальностью.

В этом году ее получили хороший камерный живописец Илларион Голицын и график Александр Суворов за совокупность заслуг по лирическому воспеванию старой Москвы.

Прочие номинанты остались за бортом, а среди них был молодой только для Госпремии и, безусловно, талантливый живописец Валерий Кошляков А также классик отечественного нон-конформистского искусства Дмитрий Рогинский, чья большая персональная выставка прошла в Третьяковской галерее.

Но, видимо, члены комиссии по изобразительному искусству, от которых и зависит окончательное решение, на выставки давно не ходят и тем, что происходит сегодня в изобразительном искусстве, не интересуются - иного объяснения их решению не найти.

В области дизайна, случалось, награждали молодых и дерзких, на этот раз все произошло, как и с живописцами. Лауреатами стали заслуженный дизайнер-график Валерий Акопов и авторский коллектив книг по истории отечественного дизайна.

Два роскошных тома "Русский модерн" и "Русский неоклассицизм" хороши и по оформлению, и по текстам и являются серьезными академическими исследованиями. Труды по русской архитектуре Дмитрия Швидковского тоже отличают и глубокое знание предмета, и свободные от любой конъюнктуры оценки. Так что с книжками по искусству все в порядке. Понятно, за что наградили и коллектив Третьяковской галереи - за внимание к провинциальным музеям, проявленное в проекте "Золотая карта России". Однако премия была бы заслуженнее, если бы Третьяковка не только принимала у себя выставки из художественных музеев российских городов, но и сама возила бы выставки в провинцию.

Награжденный Госпремией документальный фильм "Извините, что живу" вятского режиссера Алексея Погребного - вещь принципиальная. В пору, когда в моде сугубо бездумная продукция, он по-прежнему уверен, что самый увлекательный вид "экшн" - реальное дело. И увлекательно рассказывает о судьбах, мечтах и делах. И о тех валунах, которые громоздятся на дорогах жизни. Инвалид с детства, Вера Казакова своей энергией вернула к жизни всеми забытую деревню и стала там современным фермером. Картина уже была лауреатом премии "Ника", но важно, что тенденция "реального кино" о созидательной силе человеческого духа поддержана на высоком государственном уровне. По-своему уникально и то, что Вера Васильевна Казакова тоже получила Госпремию - за дело, которому посвятила свою жизнь.

Но самым знаменитым лауреатом в области кино стала, конечно, "Кукушка" Александра Рогожкина - нечастый пример игрового фильма, к которому подходит определение "художественный". Ходячее выражение "они говорят на разных языках" здесь реализовано буквально - в драматическом столкновении русского солдата, финского снайпера и женщины саами в последние дни уже догорающей Второй мировой войны. Тема картины - преодоление застарелой вражды, политических стереотипов и пропагандистских предрассудков - не менее важна и в наши дни, когда все человеческие отношения, межнациональные и межконфессиональные, обострены до предела. Фильм талантлив в каждом кадре, он согрет юмором и прекрасно сыгран интернациональной бригадой актеров.

Лауреатами в области театра стала плеяда молодых актеров. Чулпан Хаматова - явная фаворитка сезона благодаря спектаклю "Современника" "Мамапапасынсобака", одна из самых ярких актрис поколения, развивается стремительно и ярко. Денис Суханов и Григорий Сиятвинда из "Сатирикона" блестяще сыграли в фарсе Ионеско "Макбетт" и пьесе Островского "Доходное место". Оба актера вполне достойны, но кажется, что в данном случае Госпремия пока что слишком массивная для них ноша. В том, что лауреатом стала актриса Саратовского ТЮЗа Елена Вовненко, нет ничего удивительного: актриса сыграла несколько крупных ролей, в том числе Филумену Мартурано в "Браке по-итальянски". Но, кажется, решающим фактором было другое: большой патриот Саратова Олег Табаков - один из тех, кто осуществлял выбор этого года.

Возможно, этот же фактор повлиял на две другие позиции в списке лауреатов. Андрей Смоляков (театр п/р Табакова) сыграл Хлудова в "Беге" и главную роль в "Лицедее". Госпремию получили и создатели очень милого, но вполне камерного по качеству спектакля Малой сцены МХАТа имени Чехова "Пролетный гусь" писатель Виктор Астафьев (посмертно) и режиссер Марина Брусникина.

"Правда хорошо, а счастье - лучше" в Малом и "Ревизор" в Александринке - выбор достойный и внятный. Александр Боровский даже дважды стал лауреатом (он автор декораций к обоим спектаклям).

Достойным представляется и выбор лауреатов в области просветительской деятельности. Олег Ефремов (посмертно), Инна Соловьева, Ирина Виноградская и Анатолий Смелянский отмечены за многолетнюю исследовательскую работу с творческим наследием основоположников МХАТа. Жаль, что к ним не присоединили крупного историка Художественного театра Ольгу Радищеву за ее прекрасные книги о Немировиче-Данченко.

Но единственно принципиальным представляется нам отсутствие в списке награжденных имен Михаила Рощина и Алексея Казанцева, создателей Центра драматургии и режиссуры. Пять лет существования Центра существенно изменили лицо отечественного театра, способствовали появлению новой генерации актеров, режиссеров и драматургов, и не оценить эту их деятельность - более чем тенденциозно.

В области музыкального театра Государственной премией отмечена акция, которую можно назвать артистическим подвигом: создание театра "Новая опера". Театр этот теперь навсегда связан с именем гениального дирижера Евгения Колобова. Он обладал редким даром словно создавать музыку прямо сейчас и на глазах слушателей - считал, что имеет право разговаривать с великими на равных. И долго был вынужден отстаивать свое право свободно творить в Ленинградском Кировском и Московском Музыкальном театрах, но о своем театре мечтал всегда. "Только здесь он был свободен, был в кругу единомышленников, - рассказала "РГ" его жена и спутница во всех делах Наталья Попович. - И сейчас эта поддержка для нашего театра особенно важна". Евгений Колобов всегда говорил, что за все им сделанное ответит только перед Богом. И было впечатление, что он и впрямь вел с музыкальными гениями планеты постоянный и только им ведомый разговор. "Даже судьба его овеяна этим непостижимым, - продолжает Наталья Попович. - Родился в Крещение, ушел в Святую Троицу, пообещал, что внук родится в День Пушкина - и тот в этот день родился. А теперь Государственную премию ему будут посмертно вручать в годовщину его смерти".

Высшей государственной премией отмечены и создатели еще одного легендарного оперного театра Москвы - Камерного музыкального, неразрывно связанного с именем его создателя Бориса Покровского. Аксакал нашей оперной режиссуры вместе с дирижером Львом Оссовским награжден за две громкие премьеры сезона - комическая "Сорочинская ярмарка" Мусоргского и уж вовсе раритетная "Юлий Цезарь и Клеопатра" Генделя здесь заиграли новыми красками и доказали, что в искусстве нет музейных экспонатов, а есть только несправедливо забытые страницы гениальных жизней.

Премии удостоен джазмен Игорь Бутман и две его программы - "Карнавал джаза" и "Триумф джаза". Двухлетней давности "Карнавал" стал своего рода альтернативным бенефисом Ларисы Долиной - в сопровождении бутмановского биг-бенда певица исполняла джазовую классику на сцене ГЦКЗ "Россия"; позже был издан диск с концертной записью программы, а сама певица вместе с нынешним лауреатом и его оркестром в 2003-м была номинирована на Госпремию. Ежегодный фестиваль "Триумф джаза", джазовый сегмент "культурной программы" премии "Триумф", был отдан в руки Бутмана в 2002 году. С той поры на его сцене побывали многие легенды джаза - певец Джино Ванелли, певец и музыкант Фрэдди Коул, ударник Билли Кобэм, вибрафонист Джо Локк, Elvin Jones Jazz Machine. Выходит, что одному из главных отечественных подвижников джаза дали премию по совокупности заслуг (действительно немалых) - на это указывает и отсутствие других имен в списке номинантов. "Госпремия джазовому артисту - свидетельство очень серьезных перемен в отношении власти к современному искусству и к музыке в частности", - сказала Лариса Долина в разговоре с корреспондентом "РГ".

Отдел литературы и искусства "РГ"

Образ жизни Госнаграды