16.06.2004 07:00
Общество

Эксперты бракуют школьные медали

Независимые эксперты бракуют школьное золото медалистов
Текст:  Маргарита Шиц
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (3502)
Читать на сайте RG.RU

В этом году среднюю школу заканчивают миллион двести тысяч российских школьников. Самые трудолюбивые и одаренные из них вместе с аттестатом зрелости получат еще и золотую медаль.

 

В последние годы число медалистов составляет в среднем шесть процентов, есть регионы, где этот процент доходит до десяти, а на юге России - даже до пятнадцати. Борьба за медаль в выпускных классах разворачивается нешуточная. Речь не в драгметалле (золота всего-то 0,3 грамма, кстати, лет шестьдесят назад медали были куда весомее: вес чистого золота превышал 10 граммов), а в драгоценной привилегии, которую дает золотая медаль при поступлении в вуз. А где есть привилегия, всегда найдется возможность для нарушения правил. В итоге возникает недоверие к школьному "золоту", которое, по мнению многих экспертов, порой оказывается вовсе "не той пробы".

Нынешним претендентам на выпускное "золото" остается только сожалеть о тех временах, когда авторитет золотой медали в вузах страны был безоговорочным. Наш выдающийся математик, член-корреспондент РАН Лев Кудрявцев вспоминал, что когда он, медалист, поступал на мехмат в 1940 году, тогдашний декан факультета, будущий академик И.Г.Петровский, спросил его: "Почему вы хотите поступать к нам, молодой человек?" - Кудрявцев гордо ответил: "Я хочу быть астрономом". На что декан сказал: "Ну а мы попытаемся сделать из вас математика. Поздравляю, вы приняты". И все! Но уже в конце 50-х годов прошлого века медали перестали учитывать при поступлении в институт. Потом эту льготу медалистам вернули. До сих пор они могут поступать в вузы, сдав на "пятерку" первый экзамен. И вот над ними вновь сгущаются тучи.

Масла в огонь подлила статистика поступления медалистов в вузы. В некоторых случаях она действительно вызывает сомнения в том, что "высшая проба" заслужена. Так, на ведущих факультетах МГУ число заявлений, поданных от медалистов, почти составляет количество бесплатных мест или даже превышает их. Однако в прошлом году на первом экзамене подтвердили свою медаль и были зачислены (то есть сдали первый экзамен на "отлично") только пять процентов абитуриентов. Остальным же пришлось включиться в дальнейший вступительный марафон. И лишь 60 процентов медалистов из тех, что подавали заявление, стали студентами МГУ.

Разумеется, у преподавателей вузов есть все основания считать, что престиж медали падает и что требования к претендентам на золотую медаль необходимо ужесточить. Поэтому обладателей высшей школьной награды и проверяют сейчас с таким пристрастием. Вот конкретный случай. Медалистка получила на журфаке МГУ за сочинение... "двойку". И, уверенная в качестве своих знаний, подала на апелляцию. Когда она предстала перед строгой комиссией во главе с деканом журфака Ясеном Засурским, ей сообщили, что работа "слишком зрелая", читай - явно списанная, с многочисленными цитатами из французских просветителей, которые просто невозможно запомнить. Тогда девушка принесла из библиотеки тома Вольтера и Руссо и цитировала их произведения наизусть целыми страницами. Пришлось комиссии исправить оценку на "пятерку"...

В России численность золотых медалистов на душу учащегося населения увеличивается по мере продвижения с севера на юг. По статистике последних лет, на Сахалине получить золотую медаль может каждый 596-й школьник, в Московской области - каждый 253-й, в Саратовской - каждый 158-й, в Ростовской - каждый 55-й, в Республике Ингушетии - каждый 39-й, в Краснодарском крае - каждый 38-й, в Ставропольском крае - каждый 29-й, в Кабардино-Балкарской Республике - каждый 18-й.

Что скрывать, в последнее время нередко золотые медали превращаются в ходовой товар: наиболее предприимчивые директора пытаются делать на них свой "маленький бизнес". Так, "РГ" недавно писала о вопиющем случае торговли медалями в пятой школе города Шахты Ростовской области.

А потому чрезвычайно возрастает важность независимой оценки качества знаний медалистов. В этом году в медальные комиссии регионов представлены не только выпускные сочинения претендентов на медаль, но и результаты ЕГЭ по русскому языку. Комиссии оценят, насколько количество полученных в ходе тестирования баллов соответствует уровню золотой медали. Вердикт медальной комиссии может быть оспорен. А те выпускники, чьи работы признаны недостойными "золота", могут претендовать на серебряную медаль. На днях будут подведены окончательные итоги работы медальных комиссий и счастливчикам вручат заслуженные награды.

Образование