Старые, уже действующие обязательства - все расходные статьи бюджета, как там считают, не будут ухудшаться, принципы выделения денег оговорены, а вот новые, которые могут появиться по мере роста доходов, потребуют уточнений и согласований. То есть те самые процедуры принятия бюджета в правительстве, Думе, Совете Федерации, в трехсторонней комиссии, которые мы ежегодно наблюдаем, будут вестись главным образом вокруг них. Проделать такую "репетицию" финансистов заставили обстоятельства: снижение ЕСН потребовало изменить принцип формирования социальных фондов, а высокие цены на нефть переполнили Стабилизационный фонд и дали возможность разгуляться фантазии получателей бюджета, которым теперь будет особенно трудно отказать в государственных средствах.
Сегодня кабинет министров рассмотрит параметры бюджета 2006 года. Они таковы: доходы планируется получить в размере 3103 миллиардов рублей, расходы составят 2916 миллиардов, профицит предполагается в объеме 187 миллиардов.
Сравнения с текущим бюджетом будут не совсем точными, хотя это уже начали делать, поскольку, похоже, российские доходы, во многом зависящие от мировых цен на нефть, будут выше планируемых. Прогноз министерства экономического развития и торговли уже несколько раз поправлялся, ожидается, что по итогам полугодия потребуется дополнительная коррекция. Но уже сейчас ясно, что до конца года Стабилизационный фонд, куда идут сверхдоходы нефтяников, может составить 417 миллиардов рублей.
А в следующем году, даже если цены будут снижаться, то фонд не только пополнится до заветной суммы 500 миллиардов, но и превысит ее более чем на 180 миллиардов. А эти "превышения" как раз и можно тратить. Поэтому финансисты уже хотят заложить в бюджет 2005 года и эти доходы, и эти расходы.
С другой стороны, каких-то доходов в текущем году государство недосчитается, например от продажи лицензий на месторождения той же нефти и других полезных ископаемых. А вот по внешнему долгу получается экономия - рубль-то стал сильнее по отношению к доллару, меньше придется отдавать.Так что уточнения еще будут.
И все же понятно, что главные проблемы при обсуждении бюджета-2005 будут связаны с так называемым социальным блоком. Снижение ставки единого социального налога (ЕСН) привело к тому, что стал дефицитным бюджет Пенсионного фонда России. В 2005 году он составит 190 миллиардов рублей. Из госбюджета выделяется 81 миллиард, остальное фонд покроет за счет образовавшихся на его счетах излишков. Но это в следующем году. А вот дефициты 2006 (223 миллиарда) и 2007 (297 миллиардов) годов уже придется целиком покрывать бюджетными деньгами, в основном из Стабилизационного фонда. Вот это-то и будет "новыми обязательствами бюджета".
Кстати, парадоксально, но сокращение ЕСН дало не только убытки бюджету, но и прибыль: меньше стали фонды заработной платы, поскольку меньше стало отчислений. Так образовалась экономия в 22 миллиарда рублей. Можно сказать, что все это - бумажные деньги, перекладывание госсредств из кармана в карман.
Однако эта экономия входит в новую бюджетную строку - "резерв", за счет которого, кстати, предполагается не только проиндексировать зарплату бюджетникам в зависимости от инфляции (8,5 процента на 2005 год), но и повысить им зарплату с 1 января на 20 процентов.
Правда, в минфине строго-настрого подчеркнули, что это о-о-очень предварительные расчеты, что так и не проведена реформа зарплаты и не введены сетки, придуманные бывшим минтрудом, и каждое министерство само определит меру своей щедрости. Но денег хватит как раз на это, пояснили они.
Много дискуссий вызывает и попытка заменить льготы деньгами. Говорят, что предлагаемая минфином сумма 171 миллиард рублей далека от необходимой, что льготники в основном потеряют, а не приобретут. Наверное, надо было выделить побольше. Но, готовя бюджет, работники минфина проанализировали, какие реальные деньги получали льготники из региональных бюджетов.
Дело в том, что большинство льгот оплачивается именно из них. Оказалось, что всего-то 27,7 миллиарда рублей, это примерно по 56 рублей в месяц ветеранам и чуть больше ста рублей инвалидам. На этом фоне 171 миллиард, выделяемый только по федеральным льготам (например, междугородние переезды, установка телефона, оплата его и так далее), выглядит вполне достойно.
В целом же, по тем же предварительным расчетам, доходов (без учета Стабилизационного фонда) будет больше примерно на 260 миллиардов рублей, и если вычесть из них "льготные" деньги, то останется не так уж много для дележки.
В резерве, откуда часть денег пойдет на зарплаты, часть предназначена для военных - на госзакупки и поддержку оборонных предприятий. А вот на космические программы деньги будут искать в еще одной новой статье бюджета - "капвложения". Из нее же будут финансироваться и целевые федеральные программы. Вот их-то завтра и будет строить по ранжиру кабинет министров, вокруг них и пойдет спор.