Главный специалист отдела внедрения и эксплуатации вычислительной техники Мособлпрокуратуры Елена Пчеленкова выступила с сенсационным заявлением о том, что "нас постигла серьезнейшая эпидемия, и не только Московскую область, но и всю страну": кровь от зараженных различными инфекциями доноров переливают пациентам, используют в производстве фармацевтической продукции.
Заявление подано именно как сенсация, хотя по сути таковой не является: ничего нового в заявлении Елены Пчеленковой нет. Любая операция, тем более связанная с пересадкой органов, тканей, роговицы, с переливанием крови, всегда чревата опасностью возможного переноса инфекции. И не по злой воле, а потому что очень сложно определить ее наличие у донора. Инкубационный (скрытый) период опасных инфекций может длиться годами. Носитель этой инфекции ничего о ней не может знать.
И далеко не всякое тестирование способно выявить заразу.
Вот почему медики в самых крайних случаях назначают переливание крови, ее компонентов. Лишь тогда, когда вопрос идет о жизни и смерти, когда без переливания грозит гибель пациента. Не случайно лет пять назад Всемирная организация здравоохранения приняла решение о том, что надо искать пути отказа от использования биологических средств для пересадки органов и тканей.
Сообщения о том, что на Западе проблемы безопасности донорской крови решены, мягко говоря, не соответствуют действительности. И там немало случаев заражения через донорскую кровь, полученную, например, из стран Африки. Другое дело, что на Западе существуют карантинные банки крови, которые не стопроцентная, но надежная защита от заражения. У нас таких банков нет. Хотя их необходимость очевидна. Впрочем, похоже, у нас скоро не будет и донорской крови - по той причине, что сейчас в Госдуму внесены поправки к Закону о донорстве, отменяющие не только все льготы для тех, кто сдает кровь, но и само звание "Почетный донор". В случае принятия поправок мы начисто лишимся доноров. А значит, исчезнет и сама проблема заражения "грязной кровью".
Конечно, в идеале нужны искусственные заменители органов, тканей, крови прежде всего. Над этим бьются ученые всего мира. Света в конце туннеля пока нет. А значит, есть и будет впредь риск возможного заражения. Другое дело, что этот риск должен быть сведен к минимуму. Однако средств на это государство пока не выделило.