17.06.2004 00:40
Спорт

Тяжелая атлетика и Олимпиада

Двукратный олимпийский чемпион надеется на награды земляков в Афинах
Текст:  Владимир Панов
Союз. Беларусь-Россия - Федеральный выпуск: №0 (171)
Читать на сайте RG.RU

- Александр, Юрий Власов назвал одну из своих книг "Справедливость силы". Что это такое, на ваш взгляд, и всегда ли сила справедлива?

- В свое время Власов проиграл на Олимпиаде Леониду Жаботинскому и считал, что судьба или соперник обошлись с ним не совсем честно. Возможно, именно этим и было навеяно такое название. Однако после драки кулаками не машут, а титул олимпийского чемпиона остается пожизненно.

- Вам олимпийская вершина покорялась дважды, причем и в Сеуле, и в Барселоне соперники, помнится, отстали от вас безнадежно. Сегодня столь ярко выраженного лидера в супертяжелом весе нет?

- Так категорично, пожалуй, я не стал бы говорить. На сегодняшний день покрепче остальных иранский атлет. Хотя, наверное, ярко выраженным лидером его действительно не назовешь. А на вторую и третью позицию на Олимпиаде в Греции могут претендовать пять-шесть спортсменов, это реально.

- После ухода Андрея Чемеркина есть ли среди упомянутых вами соискателей медалей в, по сути, самой престижной категории россияне?

- Пока, пожалуй, в общем-то и нет. Но время еще остается, посмотрим, как будет дальше. Молодые перспективные ребята подтягиваются и наверняка к олимпийскому турниру наберут оптимальную форму и будут бороться за медали.

- Двадцать с лишним лет назад, на Спартакиаде народов СССР в Москве, вы установили казавшийся тогда феноменальным мировой рекорд в двоеборье - 460 кг, толкнув 260 кг. С той поры даже ведущие штангисты планеты поднимают на вытянутые руки если и больше, то совсем ненамного...

- Да, официальный рекорд равен 263 килограммам. Конечно, какой-то предел возможностям человека существует, до тонны в обозримом будущем дело едва ли дойдет. Чем дальше, тем тяжелее, естественно, рост результатов замедляется. С другой стороны, как знать, может уже сейчас где-нибудь подрастает уникальный парнишка, который перевернет наши представления о человеческой силе.

- После ухода с большого помоста вы работали главным тренером сборной Беларуси. Однако пребывание на этом посту оказалось недолгим: вам пришлось с ним расстаться, когда допинг-пробы нескольких наших штангистов дали положительные результаты. Положа руку на сердце, была в том ЧП толика вашей вины?

- Мне так и объявили: твоей вины нет, но, извини, главный отвечает за все. Хотя реально я руководил сборной каких-то пару месяцев, те самые пять допинг-проб оказались для меня роковыми.

- Долгое время затем о вас ничего не было слышно...

- Получилось так, что я начал плотно сотрудничать с международной федерацией, привлекаться к судейству крупных турниров, включая чемпионаты мира. За короткий срок, буквально года за три, влился, можно сказать, в эту "семью". А в 2000 году в Афинах был избран членом исполкома IWF. Это общественная, но достаточно почетная и ответственная работа, которая по-настоящему захватила меня. Совершенно новый пласт жизни. Хотя в первую очередь, конечно, считаю себя атлетом.

- Кого из супертяжей прошлого, на ваш взгляд, можно считать самой значительной личностью в вашем виде спорта?

- По регалиям, конечно, Василия Алексеева. Да, у меня два олимпийских "золота", но он установил 80 мировых рекордов. Это просто фантастическая цифра. Хотя, признаться, в бытность его главным тренером сборной СССР полного взаимопонимания с ним мы не нашли.

- На прошедшем в Минске чемпионате мира среди юниоров очень сильно выступили российские штангисты. На ваш взгляд, среди них есть те, кто подает большие надежды?

- Безусловно. Причем и ребята, и девушки. Конкретные имена называть сейчас не имеет смысла, но кого-то из них, не сомневаюсь, мы увидим на следующей Олимпиаде в Пекине.

- А какие виды на награды у ваших земляков на предстоящих Играх в Афинах?

- Реально, думаю, рассчитывать на медали представителям и женской, и мужской команды. Опять-таки не хочу конкретизировать, мало ли что может случиться, но белорусы однозначно не будут в Афинах статистами.

- Тяжелой атлетике не раз угрожали отлучением от олимпийской программы. Такая перспектива по-прежнему реальна?

- Действительно, нас пугают этим постоянно. Но сейчас объяснить реальную ситуацию немного попроще, как-никак, президент IWF - член МОК. Надеюсь, здравый смысл возобладает. Люди поднимают тяжести и состязаются в этом умении с тех пор, наверное, как существует человечество. Более справедливого способа выявления сильнейшего из сильных лично я представить не могу.

Единоборства и силовые виды