17.06.2004 02:30
Общество

Композитор не любит попсу

Текст:  Александр Беляев (Санкт-Петербург)
Союз. Беларусь-Россия - Федеральный выпуск: №0 (171)
Читать на сайте RG.RU

- Андрей Павлович, в прошлом году вы были на "Славянском базаре" в Витебске. Что вас связывает с Беларусью?

- Замечательная страна, прекрасные люди! Моя жена Наташа родилась в Витебске. Поэтому к этому городу у меня - особые чувства. А "Славянский базар" мне очень по душе: замечательный фестиваль - в течение 20 дней весь город живет и днем, и ночью только этим событием. Тем более что в нем принимают участие многие выдающиеся белорусские коллективы, в том числе и замечательный оркестр Михаила Финберга, с которым я проводил сольные концерты и в Минске, Витебске, Петербурге, Москве. Кроме того, на сцене Театра балета в Минске уже больше 20 лет идет мой балет "Сотворение мира" в постановке Валентина Елизарьева. Уже прошло более 200 спектаклей. Кстати, это единственная сохранившаяся на территории бывшего СССР балетная постановка с наиболее ярким, самобытным решением.

- Чем сейчас занимается композитор Андрей Петров?

- Во первых, у нас в мае в сороковой раз проходил юбилейный фестиваль "Петербургская музыкальная весна", старейший фестиваль современной музыки в России, его организация требует больших усилий... Что касается основной моей работы, то она еще в самом начале, и я, как человек суеверный, ничего вам говорить о ней не стану. Скажу только, это концертная форма для филармонического зала - для симфонического оркестра. Продолжаю работать в кино, ближайшая работа - музыка к новому фильму Эльдара Рязанова по неоконченному сценарию покойного Григория Горина о датском сказочнике Андерсене. В фильме будут задействованы и сказки датского писателя. По-видимому, в нем будут и песни.

- Кто-то из западных композиторов говорил: существует два способа написания шлягеров, но никто их не знает. Как у вас получаются шлягеры?

- Я тоже не знаю, как писать шлягеры. У меня случалось, когда я был уверен, что написанные песни станут шлягерами, их будут петь, играть в ресторанах... И - ничего подобного! И - наоборот, какие-то песни и романсы, про которые я думал, что они сложноваты, вдруг становились очень популярными. Например, "А напоследок я скажу..." на стихи Беллы Ахмадулиной, в котором и текст, и музыкальная форма весьма сложны.

- С какими стихами вы предпочитаете работать при создании песни?

- Критерий у меня относительно общий: стихи не должны быть очень сложными. Если строки и поэтика сложные, то музыка как бы невольно отступает на второй план. Мои первые песни, в частности "Я шагаю по Москве", имели подтекстовки: я сначала писал музыку, а потом сочинялись слова. Когда стал работать с Рязановым, у него уже в сценарии были заложены стихи Цветаевой, Ахмадулиной, Евтушенко... Но тогда и критерии стали другими. На готовые хорошие стихи писать стало немного сложнее. Но, может быть, с помощью этого достигались особые результаты гармонии.

- Что вам нравится и не нравится в современной песне?

- Я не люблю попсу. Многое нравится из того, что относится к жанру рок-музыки - в ее лучших образцах, которые для России стали уже классическими. Это Шевчук, Гребенщиков, Бутусов...

- Как вы относитесь к нынешним "мальчиковым" и "девчоночьим" группам на нашей эстраде?

- Я думаю, это, в основном, явления, по своей сути, - коммерческие. С точки зрения творчества, они мне представляются малоинтересными, где-то даже оболванивающими молодежь.

- Сейчас деятели культуры пошли в политику - в одной Госдуме заседают два знаменитых певца. Как вы относитесь к такому явлению?

- Я отношусь к нему отрицательно. Могут быть исключения, но тогда музыкант или актер должен попрощаться со своей профессией. Но для того чтобы серьезно заниматься политикой, нужно иметь юридическое или экономическое образование, если, конечно, рассчитываешь на результаты своей деятельности. Нет, это дело не для художника.

- А свою жену Наташу пустили бы в политику?

- Только в качестве телевизионного комментатора.

Образ жизни Музыка