По словам заместителя председателя транспортной комиссии Евросоюза Лойолы де Паласио на встрече в Испании с министром транспорта РФ Игорем Левитиным, состоявшейся 8 июня, уже к сентябрю экспертами Дании будет представлено технико-экономическое обоснование этого проекта, которое затем будет обсуждаться с российскими, литовскими и белорусскими специалистами. А к концу нынешнего года проект должен быть представлен руководству ЕС и правительствам России, Беларуси и Литвы.
Глава минтранса России И. Левитин подчеркнул: "Российская сторона крайне заинтересована в скорейшем завершении подготовительной стадии проекта и готова рассмотреть все возможные технические решения". Параллельно готовятся варианты льготных тарифов и облегченного транзитно-визового режима на этом маршруте, что предложили и разрабатывают датчане.
Инициаторами новых трансъевропейских воднотранспортных маршрутов через Беларусь являются тоже скандинавы, в том числе исландцы, причем на государственном и коммерческом уровнях. Теперь они же готовят аналогичные железнодорожные проекты. Скандинавская заинтересованность в транспортных артериях обусловлена кратчайшим расстоянием скандинавского грузотранзита в азиатские страны (и обратно) именно через западный регион бывшего СССР. Причем самый короткий маршрут проходит через Калининградский анклав, Литву и Беларусь. Важно и то, что магистрали пройдут вне зоны евро: напомним, кроме Финляндии ни одна страна региона не отказалась от своей валюты (а Норвегия с Исландией и датскими автономиями - Гренландией и Фарерами - вдобавок не участвуют в ЕС).
Укрепление экономического и геополитического присутствия России на Балтике от реализации упомянутого проекта очевидно. Плюс к тому - дополнительные транзитные доходы РФ, Беларуси и Литвы. Калининградский регион благодаря новой, общеевропейской магистрали избежит таможенно-экономической блокады в связи с расширением Евросоюза.