Нижний еще в 60-е стал Меккой русского музыкального авангарда, столицей первых в СССР фестивалей современной музыки, организованных по инициативе Ростроповича и Шостаковича. Здесь они нашли горячих сторонников своих идей, среди которых решающую роль сыграл главный дирижер Горьковского симфонического оркестра, ныне покойный Израиль Гусман. Здесь царствовала творческая вольница. Здесь поощрялись любые рискованные экперименты. Здесь рискнул и Ростропович впервые встать за дирижерский пульт. Более того, уговорил Шостаковича сделать то же самое. 12 ноября 1962 года в зале Горьковской филармонии состоялся тот исторический концерт: в первом отделении Шостакович дирижировал своей "Праздничной увертюрой" и виолончельным концертом (солировал Ростропович), а во втором - "неистовый Мстислав" дирижировал премьерой цикла "Песни и пляски смерти" Мусоргского в инструментовке Шостаковича (солировала Галина Вишневская) и четырьмя антрактами из оперы "Леди Макбет Мценского уезда". Для Шостаковича горьковский дирижерский эксперимент остался единственным в жизни, для Ростроповича - началом дирижерской карьеры.
Память о том концерте и сотрудничестве с Горьковской филармонией, которое растянулось на десятилетия и продолжилось на фестивале им. А.Д. Сахарова, священна для маэстро. И потому первое отделение нынешнего концерта с оркестром Нижегородской филармонии Ростропович построил как своеобразный римейк того вечера 1962 года: "Праздничная увертюра" и Концерт N 1 для виолончели с оркестром (солист - Денис Шаповалов).
Энтузиазм публики, переполнившей зал "сахаровского" фестиваля, достиг апогея во втором отделении, где Ростропович по-отечески представлял молодых музыкантов, стипендиатов своего благотворительного фонда, которые солировали в концертах с оркестром Гуммеля, Шопена, Прокофьева. Особенно выделился своим "жемчужным", нотка к нотке, воссозданием мелодического мира Шопена юный Филипп Копачевский, ученик ЦССМШ при Московской консерватории.
Детская тема была продолжена и в финале вечера, когда поздравлять Ростроповича вывалила толпа сопричастных торжеству нижегородцев - от губернатора Г.М. Ходырева до семилетнего Славы, родившегося в знаменитом, учрежденном и оснащенном Вишневской и Ростроповичем роддоме деревни Вача, лучшем на Нижегородщине. "Там теперь большинство мальчиков - Мстиславы, а девочки - Гали, - пояснила директор Нижегородской филармонии и художественный руководитель фестиваля Ольга Томина.
- Я счастлив, что сюда приехал, - сказал в ответ Ростропович. - Счастлив, что здесь существует прекрасный оркестр, не иссякает любовь к музыке, а значит, не иссякнет любовь к красоте, которая, как говорил Достоевский, спасет мир.
А еще Мстислав Леопольдович поделился мыслями о предстоящем в 2006 году столетии Дмитрия Шостаковича и о том, какие фестивали пройдут в Нью-Йорке, Сан-Франциско, Чикаго, Вашингтоне, Париже, Лондоне, Риме... "И в Нижнем Новгороде!" - воскликнула Ольга Томина. Да, конечно. Но и в Санкт-Петербурге, и в Москве. Есть такие проекты у Ростроповича...