18.06.2004 03:00
Власть

Колесников: реформы не оправдали ожиданий

Чем дольше власть проводит реформы, тем меньше надежд связывает с ними население
Текст:  Андрей Колесников (обозреватель)
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (3505)
Читать на сайте RG.RU

Хорошо известно, что в соответствии с любыми социологическими исследованиями репутация реформ не столь ужасна, какой ее малюют в кухонных разговорах. Население России вовсе не выступает единым фронтом за стагнацию и сладкое ничегонеделание, а требует некоего динамизма и перемен. Разумеется, не слишком болезненных.

Однако если посмотреть во временном измерении, как менялись позитивные и негативные ожидания последствий тех или иных реформ, получится, что чем дольше они тянутся, тем хуже к ним отношение.

О реформах пенсионной, военной, образования, социальной поддержки, административной говорят уже почти десять лет. Попытки их реализации отмечены еще в 1997-м, последнем додефолтном году. Проводятся они - то есть обеспечиваются с разной степенью успешности концептуально и законодательно - с 2000 года. Но в силу того, что обсуждения деталей каждой из реформ неправдоподобно затянулись, неясно, какая конкретно концепция оказывается для властей главной и какими будут правила игры, народ перестает не только верить в успех преобразований, но еще и не ждет от них ничего хорошего.

Когда долго сидишь в зале ожидания не слишком комфортабельного вокзала, поневоле теряешь оптимизм, не говоря уже о том, что как не давала ответа русская тройка на вопрос "Куда несешься ты?", так и не дает до сих пор. А тем, кто находится в зале ожидания, хочется знать, где именно находится точка прибытия и как долго будет двигаться до нее "наш бронепоезд", который лет 20 назад уже побывал, согласно формуле Бориса Гребенщикова, "в огне".

Свежее исследование Аналитического центра Юрия Левады красноречиво свидетельствует о том, что с 2000 по 2004 год баланс ожиданий по поводу каждой реформы ухудшился. При этом по реформе ЖКХ - самой непопулярной - аж в два раза. Характерно, что не нравится она не только беднейшим слоям (что естественно, потому что они боятся увеличения объемов коммунальных платежей), но и респондентам со средним достатком. Очевидно, что здесь мотивация примерно следующая: и так-то все неладно в королевстве жилкомхоза - как бы не сделать еще хуже.

Вообще говоря, конечно, все боятся плохой реализации реформ и их скверного администрирования. В чем, например, причина не слишком радостных ожиданий от монетизации льгот? С одной стороны, в размере денежных компенсаций, которые априори считаются неадекватными материальному наполнению льгот (не говоря уже об их нематериальной - психологической цене). С другой - многие опасаются, что монетизация просто приведет к тому, что бывшему пользователю льгот физически будет трудно получить деньги. Кому не известны очереди в наших организациях социального обеспечения, скажем деликатно, хамоватость тамошней бюрократии и качество ее услуг? Получается, что для того чтобы реализовать многие из реформ, надо сначала реформировать саму индустрию государственных услуг - превратить их в доступные, установить и четко соблюдать стандарты качества.

Более или менее устойчивый баланс позитивных и негативных ожиданий у реформы образования. Здесь предстоят серьезные изменения, дискуссии и лоббистские сражения идут не первый год, накал страстей в последнее время только увеличивается, но эти реформы востребованы. Потому что если не на рациональном уровне, то на уровне подсознания все понимают: в постиндустриальном мире нет ничего важнее ценности образования, без нее невозможно выжить в "экономике знаний".

Схожая ситуация с военной реформой, которая еще недавно и вовсе была самой популярной, но тоже потеряла в "капитализации" за последние годы. По одной причине: ее хорошо бы уже начать реализовывать и двигаться хотя бы в каком-то направлении. Если де-факто не работает институт альтернативной службы, если в новых экономических обстоятельствах отрывать от работы и образования молодых людей на два года означает резко ухудшать качество человеческого капитала России, если юное мужское население страны на деле объявило войну призывной армии образца общества ранней индустриализации, то какими могут быть ожидания, кроме негативных? Нет никаких сомнений в том, что обществу и государству выгодна либо профессиональная армия, либо смешанная модель комплектования вооруженных сил при резком сокращении срока службы.

Еще одна отдельная история с не слишком счастливым началом, более или менее успешной кульминацией и невнятным, разочаровывающим концом, который превращается в ужас без конца, - пенсионная реформа. То никак не могли объяснить, что она ни в коей мере не повредит старикам. То меняли модели ее проведения как перчатки. Потом упорно рассылали "письма счастья", которые, мягко говоря, не до всех дошли. Затем исключили из накопительной системы граждан весьма активных возрастов - адаптированных и зарабатывающих, в том числе, что важно, и в "белую". Результат: три года назад плохие ожидания были у 17 процентов респондентов, теперь - у 31 процента. Рост почти в два раза компенсируется только тем, что падение позитивных ожиданий оказалось не столь существенным - с 42 процентов до 30, и то за счет продвинутой молодежи, которая с энтузиазмом воспринимает философию официальных пенсионных накоплений.

И пенсионная реформа, и многие другие, помимо проблем неопределенности с итоговой концепцией и предсказуемо плохого администрирования, вскрывает еще один изъян: полное игнорирование "реформируемого" населения с точки зрения пропаганды преобразований и внятного объяснения их смысла, содержания, утилитарной пользы, наконец. С этой точки зрения, пиар-поддержка той же ненавидимой ваучерной приватизации кажется весьма внимательным отношением к гражданам страны. Правда, в той ситуации были по крайней мере ясны правила игры. А сейчас - уже по ходу проведения той или иной реформы! - продолжаются споры о способах и нюансах их практического воплощения.

Все опять упирается в качество "административного материала". То есть в способность тех, кто реализует реформы, завершить их, а не мариновать граждан в зале ожидания. Качество же управленческого состава является конечным результатом административной реформы. Значит, и чаемый удвоенный рост, и реализация структурных реформ упираются в потолок административных возможностей государства и его чиновников.

Государство это понимает, потому и активизировало преобразования именно в этой сфере. Но пока ограничилось реформой правительства. А впереди еще непочатый край работы - реформа госслужбы, внедрение методов управления и бюджетирования по результату и проч. Тогда, по крайней мере, будет кому вывести утомленных транзитных пассажиров из зала ожидания к курьерскому поезду в светлое будущее.

Позиция