21.06.2004 00:40
Общество

Нет сексуальнее искусства, чем архитектура

Фабио Новембре уверен, что нет сексуальнее искусства, чем архитектура
Текст:  Юлия Малахова
Российская газета - Столичный выпуск: №0 (3506)
Читать на сайте RG.RU

Увидеть живой секс-символ дизайна удалось в Москве, куда он прибыл, дабы выбрать победителей в конкурсе DIA - молодой премии России за инновации в дизайне. Фабио предложил поболтать прямо на лужайке на Проспекте Мира, совершенно не реагируя на остолбеневших секьюрити дорогого ресторана. Видимо, охрана не решилась подойти ближе к парню с черными кудрями в фуражке с красной звездой и украшениями в виде черепов и советской символики, да и одежда цвета хаки с кожаными черными вставками, перевязанная цепями и шнурами, предостерегала: лучше не подходить. Зеваки составили милый фон для нашей неофициальной беседы. Все ждали, когда нас заберут в кутузку. Но не случилось: интервью для "РГ" прошло абсолютно мирно.

- Фабио, сейчас именно вам стараются сделать заказ самые дорогие клубы и бутики мира. Какой из них поразил вас как художника и где он находится?

- Нет, сначала вы. Где тот клуб, который понравился вам?

- Одно заведение в Африке. Там собираются искатели работы или приключений со всего континента плюс авантюристы из Европы. Когда меня туда тайком ненадолго пустили, я ахнула. Полутьма, кальяны, азартные игры, ни одной женщины и очень шумно. Настоящий мужской клуб, в котором ночью решаются все важнейшие дела...

- А я был потрясен клубом в Бейруте. Вы знаете, что в Ливане долгое время было военное положение. Город в развалинах, а в том месте жизнь бьет ключом. Я назвал этот клуб "танцем на кладбище", ведь люди, уставшие от смерти, безденежья и страха, там так веселились, что понимаешь: только пережив все ужасы диктатуры, голод и обездоленность, человек становится по-настоящему свободным и умеет ценить жизнь, умеет ей радоваться. Старушка Европа от этого отвыкла - там адреналином стали шоу герлз и экстази. А Восток умеет веселиться хотя бы потому, что там есть огромное желание забыть ужасы прошлого.

- Вас называют провокатором в дизайне, писателем и поэтом. А кто вы на самом деле?

- С младенчества отзывался на имя Фабио. А последние двенадцать лет отзываюсь на имя Архитектор. Архитектор с древнейших времен был сродни царям и жрецам, у него особая миссия. В каждом его творении - жертвоприношение Богу и послание человечеству. Так строили и пирамиды в Гизе, и Эйфелеву башню.

- В древности сами пропорции здания создавали тайный текст, который расшифровать было под силу лишь посвященным. Сейчас это искусство исчезло, и архитекторы...

-...искусно продают идеи, если добились славы. Я этим занимаюсь, но никогда не забываю о тайном смысле и связи времен.

- Ваше кресло SOS (Sofa Оf Solitude) получило немало восторженных отзывов. В черном камне вырезаны золотые ниши, похожие то ли на саркофаги фараонов, то ли на внутренности мумии...

- Да, это кресло стало очень популярным из-за соединения двух, казалось, невозможных фактов: одиночество каждого из нас и любовь к игре как к общественной традиции социума. Другой мой проект - Love over all - победил на выставке "К новым моделям обитания" во Франции благодаря моей абсолютной вере в то, что только любовь может помочь нам остаться людьми. Любовь - энергия Вселенной, с ее помощью бьется сердце мира.

- Древние мистики считали, что любовью мужчины и женщины питаются небеса, это и есть пища богов... А почему вы считаете архитектуру столь сексуальным занятием?

- Потому что, как и любовь, это последнее верное средство для общения без посредников.

Возможно, архитектура не так современна, как нынешние средства коммуникации. Но она остается необходимой человечеству как инструмент познания трехмерного пространства, в котором люди себя привыкли видеть. Вот попробуйте поговорить с нормальным человеком о четвертом измерении или о пятом с физиком - с ума сойдете. Архитектура дает фокус трехмерности для общения с телами, с вещами. Архитектура - не что иное, как средство выжить в реальности, при этом не теряя своего "я". Это способ выражения индивидуальности, послание социуму. Работа архитектора акцентирует работу всех чувств человека на благом созерцании, наслаждении, эстетической сфере. Это парадоксально, как свет в архитектуре сегодня влияет на восприятие!

- Чего ждет сегодня от архитектора и дизайнера общество потребления?

- На этот счет у меня есть своя теория: все в мире делится на темное и светлое, включая человеческие потребности. Когда вам хочется стресса, мрачных подвалов (в которых так модно теперь открывать рестораны и клубы) и хард-рока - это темная часть ваших желаний. Кадры из иракской тюрьмы Абу-Грейв, где проявились все черные качества человеческой натуры, были растиражированы СМИ по всему миру. Человеку интересно плохое, даже если он этим возмущается. Но покопайтесь в подсознании: там любовь и ненависть - это одна эмоция. Но я верю в любовь и в светлую сторону личности.

- Ваш внешний вид напоминает, что символы и архетипы сегодня, как и в древнем мире, влияют на человека...

- Я люблю символику. Что такое Че Гевара или молодой Фидель как не символы? Символы бунта, революции, отторжения стереотипов общества. Товарищ Че в начале своей деятельности совершил много прекрасного, но затем с прекрасными идеями революции произошли ужасные метаморфозы. Поэтому относитесь к символам и идолам общества без пиетета.

- Чтобы стать хорошим дизайнером и архитектором, сегодня надо быть сумасшедшим или просто наплевать на то, чему тебя учили в институте?

- Вы верно определили, как добиться успеха. Я много преподаю и говорю своим студентам: вот, я научил вас всем тонкостям дела, а теперь забудьте все и слушайте только свое сердце. Интуиция, если вы талантливы, подскажет верную дорогу. Ведь что такое успех в искусстве, как не точное предложение своих услуг самым возвышенным ожиданиям?

Образ жизни Архитектура