Напомним, что с 1 января 2004 года российские кредитные организации перешли на подготовку отчетности по международным стандартам. Это означает, что российские банки должны будут в обязательном порядке представить отчетность по МСФО по итогам 9 месяцев и в целом за год.
Сейчас банки приспосабливаются к новым правилам игры. По данным первого заместителя председателя ЦБ Татьяны Парамоновой, 200 банков уже ведут эту отчетность в добровольном порядке. А всего впервые представить отчетность по международным стандартам готовятся свыше тысячи российских банков.
В дальнейшем предприятий, обязанных работать по МСФО, станет больше, и это будут не только кредитные организации. Произойдет это после принятия закона "О консолидированной финансовой отчетности", согласно которому список обязанных готовить отчетность по международным стандартам предприятий будет расширен. Как сообщили "Российской бизнес-газете" в бюджетном комитете Госдумы, Правительство уже внесло на рассмотрение в парламент проект этого закона, и сейчас он обсуждается в комитетах. Однако раньше осени на пленарном заседании рассматриваться не будет.
Первый опыт работы по международным стандартам финансовой отчетности, по словам первого заместителя председателя Центрального банка Татьяны Парамоновой, показал, что основной проблемой перехода российских банков на МСФО является обучение специалистов и руководителей банков. "Перейти на международные стандарты, подготовить отчетность по международным стандартам достаточно просто, если заплатить деньги и привлечь квалифицированного аудитора. Проблема - учиться самим составлять отчетность, чтобы люди понимали, что они делают и по российским стандартам, и по международным" -говорит зампред ЦБ.
Леонид Шнейдман, директор департамента регулирования госфинконтроля, аудиторской деятельности и бухучета Минфина также считает, что обучение специалистов первоочередная задача. По его словам, надо решить, кого нужно учить в первую очередь: бухгалтеров, аудиторов или менеджеров. Согласно его мнению, это должны быть менеджеры, руководители и финансовые аналитики. Если они поймут, что МСФО нужны, то аудиторское и бухгалтерское сообщество научатся. Это вопрос спроса и предложения. Отметим, что сейчас международным стандартам финансовой отчетности в вузах не учат. Круг организаций, которые преподают МСФО, чрезвычайно узок, и все это иностранные компании.
Теперь более подробно о законопроекте о "Консолидированной финансовой отчетности (об этом уже писала "Российская бизнес-газета"). Проект предусматривает применение на территории России международных стандартов, разрабатываемых Фондом комитета по международным стандартам финансовой отчетности, русский перевод которых должен получить одобрение Правительства.
Законопроектом устанавливаются общие требования к обязательному составлению, представлению и публикации консолидированной финансовой отчетности по МСФО группами организаций, определяемыми в соответствии с МСФО, головные общества которых относятся к акционерным обществам, ценные бумаги которых допущены к обращению через организаторов торговли на рынке ценных бумаг. Кроме того, проектом федерального закона устанавливается норма, обеспечивающая контроль, включая обязательный аудит, за достоверность общественной информации, и предусматривается ответственность должностного лица головного общества за составление и представление консолидированной финансовой отчетности.
В случае введения в действие этого закона он будет распространяться на правоотношения, возникшие с 1 января 2004 года, что позволит группам организаций, определяемым в соответствии с МСФО, составить годовую консолидированную финансовую отчетность нарастающим итогом с начала 2004 года. Для других аналогичных групп и составляющим консолидированную финансовую отчетность по иным международно признанным правилам, предусмотрен переходный период к сдаче этой отчетности по МСФО с 2008 года. Разработчики закона утверждают, что он повысит качество и прозрачность финансовой информации российских предприятий с целью привлечения дополнительных инвестиций в российскую экономику. Однако, по мнению представителя Минфина, законопроект в том виде, какой он есть сейчас, мало что дает. Те организации, которые попадают под этот закон, и так работают по МСФО.
Также, по мнению Леонида Шнейдмана, нужно решить вопрос соотношения МСФО и российского законодательства с точки зрения понятийного аппарата. Так, в международной практике вместо понятия "аффилированных лиц" используется термин "связанные стороны". Без законодательного определения этого разночтения работать дальше нельзя.
Кроме того, необходимо создание системы одобрения стандартов финансовой отчетности. На сегодняшний день стандарты ободряются правительством. В Европе же используют двухуровневую систему: сначала решение принимается на техническом уровне, а потом политическом.