Абитуриенты, прошедшие собеседование и экзамены, но не набравшие нужного количества баллов для поступления, смогут получить целую ссуду в банке, и их зачислят на платное отделение.
Перед каждым учебным годом банк будет перечислять на счета университета 2,5 тысячи долларов за каждого заемщика. Начинать выплаты по 10-процентному кредиту студентам разрешат по окончании университетского курса - через 5 лет.
К слову, образовательные кредиты - один из тезисов готовящейся альтернативной образовательной реформы.
Сегодня, стремясь выжить, государственные вузы резко увеличили прием коммерческих студентов: их доля составляет уже 57 процентов. Но должно ли образование быть платным? И кто обязан платить за него? Как обеспечить социальную справедливость при поступлении в вуз? Свое мнение высказывает один из авторов альтернативной реформы образования директор Института социальной экономики Александр Рубинштейн.
- Александр Яковлевич, вас не устраивает реформа образования, которая проводится сейчас?
- Безусловно. Потому что она выталкивает высшую школу из-под опеки государства. Как следствие - нищенская оплата труда и общее недофинансирование вузов.
- Но в бюджете этого года на образование заложено 117 миллиардов рублей. Разве этого мало?
- А я приведу другие цифры. За 1991-2002 годы доля государственного финансирования высшего образования в ВВП сократилась в три раза: с 1,2 до 0,4 процента. Неприглядную картину дополняет введение Единого государственного экзамена - ЕГЭ - и государственных именных финансовых обязательств - ГИФО. Возникает твердое ощущение, что "сверхзадачей" экономических ведомств и ангажированных экономистов, лоббирующих реформу, является сокращение государственных расходов на образование. Если четыре года назад соотношение студенческой платы и бюджетного финансирования вузов оценивалось как 44 к 56, то расчеты показывают, что будет сформирована еще более приятная минфину пропорция - 25 к 75. В сущности, вся нынешняя реформа сводится к росту платности высшего образования.
- Однако ЕГЭ, как считают идеологи эксперимента, верный способ обеспечить социальную справедливость при поступлении в вуз.
- Прием на базе ЕГЭ приведет к тому, что количество абитуриентов будет превосходить реальные возможности многих вузов. Не исключаю, что где-то на 500 мест будет претендовать 2 тысячи желающих. Придется устраивать им конкурс. А зачем, спрашивается, тогда ЕГЭ?
- В чем суть альтернативной реформы образования?
- Она включает пять развернутых тезисов: о плате за образование и принципе справедливости, образовательных кредитах, многоканальной системе финансирования, источниках платы, дифференциации возвратной платы и ее формах.
- Так кто все-таки должен платить за обучение будущего специалиста - государство или он сам?
- Это важнейший вопрос. Разные страны отвечают на него по-разному. В ФРГ, Австрии и Италии пропорция бюджетных ассигнований и средств потребителей составляет 90 к 10, в Великобритании, Португалии и Финляндии - 80 к 20, в Дании, Швеции и Ирландии - 70 к 30. В США - половина на половину. Наши расчеты показывают, что для России указанное соотношение может составлять 70 к 30. А, подчеркиваю, не 25 к 75.
Недопустимо, когда в государственных вузах одновременно обучаются и "бюджетные", и "коммерческие" студенты. Поэтому основной вектор альтернативной реформы - "от неравенства в бесплатности к равенству в платности". Иными словами, все поступившие в конкретный государственный вуз студенты должны оплачивать свое обучение по одной и той же цене.
- Но сегодня платит тот, у кого есть такая возможность. А если ее нет?
- Студент учится не один год. А потому сейчас полугодовые и годовые денежные взносы за обучение выглядят авансовыми платежами. Учитывая это, центральным положением альтернативной реформы должна стать замена любых форм предоплаты оплатой образовательных услуг уже после завершения процесса обучения. Иными словами, получил диплом - только тогда выкладывай деньги.
- Студентам предоставляется "личный социальный образовательный кредит"?
- Именно, что согласуется с Законом "Об образовании". Механизм кредитования определяется формулой: кредитование студентов - бюджетное финансирование вузов. То есть государство берет на себя обязательство полного бюджетного финансирования учрежденных им вузов, включая и ту часть, которая приходится на плату студентов за образование. А студенты обязуются погасить образовательный кредит через договор возвратной платы.
- И все же непонятно, откуда дочка учителя после окончания МГИМО возьмет, условно говоря, 50 тысяч баксов, чтобы расплатиться с вузом?
- Источником возвратной платы должны служить доходы выпускников вузов. И это тоже одна из целей альтернативной реформы. Разумеется, подобная норма может эффективно работать лишь при высокой зарплате дипломированного специалиста. Поэтому предусматривается переходный период, в течение которого бремя возвратной платы распределяется между работодателем и молодым специалистом. Растут доходы второго - снижается доля участия первого.
- Да ведь работодатель и сейчас боится "молодого специалиста" как черт ладана. А если его заставят еще и платить за него...
- Это, простите, мышление старого советского кадровика, которому на три года навязывали неумех с вузовским дипломом. А вот иностранцы рвут выпускников некоторых кафедр "Бауманки", физтеха, университетского мехмата. И платить за их обучение заграничные фирмачи будут обязаны. Во всем мире действует правило: нанял специалиста с высшим образованием - плати ему за квалификацию, а если он у тебя челноком в Турцию ездит, плати штраф государству за то, что используешь общественный ресурс.
- Но можно привести сколько угодно примеров, когда выпускники самых престижных вузов получают у нас гроши.
- Бывает. Однако тенденция очевидна: чем лучше образование, тем больше шансов у выпускника на хорошую должность. Тем больший у него доход и тем большие средства он возвращает государству. Конечно, тут важна и обратная сторона медали - если вчерашний студент получил малооплачиваемую работу или вовсе остался без нее, то возвращаемые средства должны быть минимальными. Либо нулевыми. Возвратная плата должна зависеть и от категории учебного заведения. Все вузы необходимо разделить на 4-5 групп и для каждой установить свой норматив расходов на обучение одного студента.
- В каком виде будет поступать возвратная плата?
- От наемного работника может в виде целевого налога на доходы физического лица. От работодателя - в форме отчислений в специальный фонд высшего образования. Ставки налога и отчислений, как показывают расчеты, не превышают 12 процентов от уровня дохода выпускника вуза. Причем выпускников тоже следует "рейтинговать": на каждом факультете 10-20 процентов выпускников-отличников освобождаются от возвратной платы.
- А что подразумевает многоканальная система финансирования?
- Это одна из концептуальных особенностей реформы. Суть в "партнерском финансировании" государственных вузов отдельными субъектами РФ и представителями бизнеса, которые принимают на себя обязательства финансового обеспечения обучения в вузе целевых студентов. А поступившие "целевики", в свою очередь, обязаны потом или вернуть деньги за обучение, или отработать в соответствующем регионе на соответствующих предприятиях. Таким образом, финансовые ресурсы государственных вузов формируются по трем основным каналам: бюджетные ассигнования учредителей, контрактные обязательства субъектов РФ, доходы по договорам с представителями бизнеса.
- Предусматривает ли ваша схема облегчение кредитного бремени, к примеру, выпускников театральных вузов? Ну откуда театр возьмет деньги, чтобы расплатиться за их дорогостоящую учебу?
- Кого можно освободить от платы, опять же вопрос государственный. Скажем, в театрах сейчас в большом дефиците амплуа травести. Таких актрис я бы освободил от платы. Или Школа-студия МХАТ готовит национальные студии для работы в регионах.
Они нужны своим республикам. А наши балетные артисты везде нарасхват - им дали великолепную профессию, благодаря которой они смогут выплатить кредит государству.
Еще раз подчеркну: единственным критерием поступления в вуз должен стать уровень подготовки абитуриентов. А введение дифференцированной платы за высшее образование (чем выше уровень вуза, тем выше и ставка налога на будущие доходы студента) сделает решение абитуриента поступать в то или иное высшее учебное заведение более ответственным.