Юрий Корбунюк, руководитель политологического отдела фонда "Индем":
Как таковое социал-демократическое движение строго привязано к конкретному историческому конфликту между трудом и капиталом. И чем острее это противостояние, тем более радикальные формы принимает социал-демократия.
У нас сам по себе конфликт труда и капитала находится в тени другого конфликта - бюджета и бюджетополучателей. Но если он вдруг выйдет на первый план, то, возможно, социал-демократия получит шансы на существование. Успех блока "Родина" на парламентских выборах показал, что у движения есть перспективы, но при условии, что оно имеет националистический и левопопулистский окрас.
Коммунисты как раз и пытаются встроиться в эту нишу - их высказывания не сильно отличаются от слов того же Жириновского, Глазьева или Рогозина. Но все это говорится абсолютно по-другому и не находит поддержки у общества. К тому же КПРФ потеряла свои исторические контакты с рабочим движением, да и сам рабочий класс в последние годы не проявляет особой активности.
Что касается грядущего съезда коммунистов, то скорее всего Геннадий Зюганов наголову разобьет своих противников - членская масса партии слишком инертна и не любит радикальных перемен.
Игорь Бунин, директор Центра политических технологий:
Коммунистическая партия не может "мутировать" и стать социал-демократической, но в перспективе останется доминирующей на сузившемся левом пространстве. В чистом виде социал-демократическая политика у нас отсутствует, и для ее появления нет ни политических структур, ни ожиданий.
Однако в связи с происходящими социальными реформами, в частности заменой льгот на денежные компенсации, в обществе постепенно увеличивается протестная ниша. Но за нее пытаются бороться многие политики: как отколовшиеся от КПРФ, так, к примеру, и Жириновский. Скорее ее заполнят люди популистского толка.
На предстоящем съезде КПРФ возможны два варианта развития событий, в результате которых Зюганов в любом случае останется у руля партии - несмотря на то что он непопулярен в обществе и отчасти в самой партии, лидер коммунистов по-прежнему сохраняет контроль над руководством КПРФ. Либо Зюганов сохранит за собой оба поста и председателя партии, и руководителя фракции, выкинув из коммунистических рядов своих оппозиционеров, или же передаст один из постов кому-то еще, поддавшись существующему в определенных кругах тренду.
Вячеслав Никонов, президент фонда "Политика":
Россия - левая страна, и здесь ниша для левого движения гораздо больше, чем в Европе. Между тем, по нашим данным, в течение последнего года число сторонников компартии сократилось втрое, а сам Зюганов уже не столь популярен, как еще лет десять назад. А это означает, что левый фланг политического спектра освобождается, и его в ближайшее время кто-то должен занять.
Поэтому сейчас существует ниша для движения социал-демократического уклона, и любая попытка создания такой партии для подхвата идей левых может оказаться успешной. В начале 90-х первая волна социал-демократии провалилась, потому что осуществлялась не теми людьми. К тому же тогда позиции коммунистов были еще сильны. Между прочим нынешнюю КПРФ едва ли можно охарактеризовать настоящей коммунистической партией - скорее она уже стоит на социал-демократическом пути. Об этом хотя бы говорит тот факт, что коммунисты не ставят под сомнение существование частной собственности и рыночной экономики.