25.06.2004 05:00
Экономика

Подростковый бизнес: плюсы и минусы

Плюсы и минусы подросткового бизнеса в нашей стране
Текст:  Татьяна Зыкова
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №0 (3510)
Читать на сайте RG.RU

Между тем настырный отец продолжает забрасывать инспекцию письмами с требованием снизить в порядке исключения возрастной порог для регистрации своего ребенка в статусе предпринимателя. Зачем ему это надо, остается только гадать. На просьбу корреспондента "РГ" "выдать" имя беспокойного клиента, в 46-й инспекции ответили отказом: мол, тайны личной жизни не выдаем. А зря. Подробности только добавили бы информации к такой пока скользкой теме, как дети и их собственный легальный бизнес.

Сегодня в России в официальных бизнесменах числятся уже 703 несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет. Из них четверть справили пятнадцатилетие, а троим только-только исполнилось 14 лет.

Зверь в клетке

Значит ли это, что среди подростков наблюдается бум на регистрацию? А до сих пор скептически настроенное взрослое деловое сообщество - предприниматели со стажем, юристы, экономисты, банкиры, в один голос твердившие, мол, новая норма закона - "пустая абстракция" - ошиблись в прогнозах? Ну не гуманное это дело - пускать несмышленышей в клетку ко льву. Проверки, штрафы, взятки, обман, махинации, вымогательства, криминал - от этих специфических "особенностей" национального бизнеса впору взрослым-то сбежать... Вдобавок ко всему к кому детишки пойдут просить "стартовый капитал"? И, наконец, самое главное - кто из родителей отважится разделить финансовую ответственность со своей "крохой" за ее неудавшийся бизнес, возможные долги и судебные разборки? А согласно закону без заверенного у нотариуса родительского "благословения" путь несовершеннолетним в самостоятельный бизнес закрыт.

Теперь все умозрительные предположения позади. Так кто же он на самом деле, среднестатистический 15- летний бизнесмен, решивший наведаться ко льву в клетку?

От Урюпинска до Лангепаса

Приблизительный портрет юного начинающего коммерсанта взялся нарисовать руководитель департамента регистрации и учета юридических и физических лиц МНС РФ Сергей Дуканов.

По его словам, это вполне уверенный в себе молодой человек. Он запросто приходит в налоговую инспекцию, знает, как вести разговор и какие требуются документы. Число юношей и девушек, желающих приобрести статус предпринимателя, примерно одинаково.

Как правило, живет "новый юный русский" в поселке городского типа или небольшом провинциальном городке численностью от 20 до 100 000 тысяч человек. География обширна - от Североморска и Урюпинска до Лангепаса, что в Ханты-Мансийском автономном округе. Чаще всего регистрируется в Курганской, Кировской, Кемеровской, Курской, Камчатской областях и Корякском автономном округе.

Чем занимаются подрастающие бизнесмены? Среди видов экономической деятельности, которые "прописывают" в заявлении на регистрацию, указывают "на всякий случай" все, какие только позволяет закон, - и посреднические услуги на рынке жилья и связи, и аренду грузового автотранспорта, и выращивание корнеплодов, и уборку помещений, и благоустройство территорий, и ремонтно-строительные работы, и изготовление печатных форм, и реализацию полиграфической продукции, и интернет-услуги. Другое дело, чем занимается на практике. Самый распространенный вид бизнеса сегодня - организация розничной торговли на продуктовых, вещевых рынках и в магазинах.

Что касается налоговой отчетности, то ее, по словам Дуканова, молодые люди сдают вовремя, а ошибок делают на удивление мало. В своих расчетах с государством используют в основном упрощенный порядок налогообложения или единый налог на вмененный доход. О средних объемах прибыли, которую указывают в квартальных налоговых декларациях, пока еще ничего сказать нельзя - отдельно подростковый сектор в МНС не анализировали.

Вот, пожалуй, все, что на данный момент пока известно государству о своих самых юных налогоплательщиках.

Между тем этот скупой среднестатистический портрет корреспондент "РГ" взялся дополнить индивидуальными штрихами, для чего связался с 15-летними коммерсантами и их родителями. Забегая вперед, скажу, что мои собеседники шли на разговор с одним условием, что их имена не будут разглашены. Как оказалось, их товарищи, знакомые в большинстве своем ни о чем таком не подозревают. Словом, подрастающее бизнес-поколение в силу некоторых причин вынуждено осваивать и азы конспирации.

Бизнес - на соломке

Прежде всего выяснилось, что 90 процентов официально зарегистрированных в налоговых инспекциях подростков - "выходцы" из семей мелких предпринимателей или владельцев крупных фирм. А значит, находятся под надежным родительским крылом: и ни криминал, ни кабальные сделки, ни вредные налоговые инспектора, ни кровожадные проверяющие, ни отсутствие первоначального капитала им не грозит - соломка подстелена, с крыши не каплет. Другое дело, зачем дети рвутся на персональную бизнес-тропу. Мотивы разные. Кто-то, например, как 15-летний Антон из Ростовской области, с 10 лет горит желанием "работать самому".

- На все лето родители - они занимаются оптовой торговлей - оформили для меня патент на колхозном рынке, в Аксайе, - гордо рассказывает он, - теперь буду закупать и продавать фрукты, считать выручку, налоги освою. У меня большие планы. Хочу нефтяным бизнесом заняться. Но это не скоро. После школы поеду в Москву, в МГУ, поступать на экономический.

- Все правильно, - смеется мать Антона, - сын сам настоял, чтобы зарегистрироваться в налоговой инспекции. Мы и не возражали, пусть набирается опыта. Станет он нефтяным королем или нет - еще вопрос. Но надо же нам кому-то свое дело по наследству передавать!

Кто-то, как 16-летний Иван из Краснодарского края, - исходя из необходимости. То, чтобы подросток имел свидетельство на предпринимательскую деятельность, они решили с матерью. В последнее время она сильно болеет. Боится, что так можно бизнес потерять, а у нее три магазина, кофейня, пятнадцать человек коллектив, несколько сот тысяч рублей в обороте, - рассказывает Иван. - Поэтому мы подстраховались, - продолжает он. - Я уже два года ей помогаю: надо - еду в налоговую, надо - к поставщикам. За аренду плачу, ревизию могу сделать. Мне это нравится.

Какой спрос с малолеток?

У 14-летней "предпринимательницы" Татьяны из Саратовской области другой случай. На самом деле она бизнес просто ненавидит. Факт регистрации в качестве индивидуального предпринимателя скрывает даже от лучшей подруги, которая, по ее словам, может сказать: "Чего врешь, тебя просто мать заставила"...

- Я в этом году в медицинское училище поступила, - говорит Таня, - а на жаре или под дождем продавать вещи на базаре, мотаться за ними с мамой в Саратов не хочу. На базаре у нас воруют. Конкуренция большая...

Меня с моим вопросом, почему тогда регистрировалась предпринимателем, девушка отослала к маме. Мама встретила чуть не в штыки, а после моих долгих журналистских объяснений, мол, хочу как можно больше узнать правды о подростковом бизнесе, взорвалась:

- Какой бизнес?! Он если и нужен, то не детям, а их родителям-рыночникам или криминалу, который свои дела через малолеток прокручивает. Или фирмам, которые хотят налоги минимизировать. Вы же знаете, что сегодня большие фирмы выгодно "дробить" на индивидуальные предприятия. Вот подростков и регистрируют.

- А как же родители, которые у нотариуса доверенность должны заверить? Они что, сознательно собственных детей "подставляют"?

- Кто-то и за бутылку водки готов такую доверенность подписать. Есть одинокие матери. Есть вообще неработающие семьи, которым за это деньги обещают. Объясняют, что ничего страшного нет, дескать, с несовершеннолетних все равно никакого спросу. Неграмотные родители, вот и верят на слово.

- А вы-то свою дочь зачем отвели в бизнесмены?

Выясняется - тоже для пользы. Женщина решила вернуться на государственную службу, которая запрещает совмещать предпринимательскую деятельность. А оформив свидетельство о регистрации на 14-летнюю дочь, убила двух, даже трех зайцев сразу - устроилась на работу в местную налоговую инспекцию, сохранила маленький бизнес и "открыла" для дочки трудовой стаж.

У меня что, мозгов нет?

О том, есть ли в следующей истории еще какой подобный "душок" или нет, теперь уже даже не знаю, как думать.

- Я была против, чтобы Андрей шел в бизнес, - срывается на крик мать 16-летнего подростка из Красноярска, - но он поставил нам ультиматум: либо даете нотариальное согласие, либо получаю его через суд.

...К тому времени, как вышел закон, одиннадцатиклассник Андрей уже знал, что по Гражданскому кодексу в случае родительского несогласия может доказать в суде, что он эмансипированный, и получить таким образом разрешение для регистрации индивидуальным предпринимателем. Для этого надо представить в суд доказательства. Доказательства у Андрея были - ходатайство для суда готов был представить 35-летний владелец компьютерной фирмы, у которого Андрей год назад подрабатывал. Собственно, этот "бандюга", по словам матери, и взял Андрея в долю.

- Не слушайте ее, - обрывает мать Андрей, - все у меня нормально.

Как говорит Андрей, он на пару с Игорем (тот самый "бандюга") арендует в трех центральных магазинах Красноярска торговые точки, где продаются DVD-диски. "На точках" Андрей вообще не бывает. За ними следит Игорь. У Андрея другие функции - финансового менеджера.

- Квартальные расчеты по единому вмененному доходу делаю за 15 минут, - уверенно говорит он, - пенсионный налог - тоже просто. Я еще в 9 классе составлял для одной фирмы отчет по прибыли и бизнес-план. Мы экономику в школе проходили. Диски беру только лицензионные, с сертификатами. Работаю через уполномоченного дилера московской компьютерной фирмы. Позавчера подписал крупный договор на реализацию партии видеокассет...

- Да кто меня "кинет"? - слышу, как опять перекрикивается с матерью Андрей, - у меня что, мозгов нет?

Кто там опять пищит?

- А никто и не сомневается! - комментирует чувство уверенности Андрея председатель Орловского регионального отделения общественной организации предпринимателей "ОПОРА России" Марина Ивашина. Именно в этой региональной организации на протяжении двух лет пестовали в рамках проекта "Предприниматель следующего поколения" двести подобных Андрею мозговитых подростков, желающих попробовать себя в настоящем бизнесе. Ребята штудировали налоговое законодательство, экономическую и юридическую литературу, писали бизнес-планы с сумасшедшей рентабельностью в 400- 700 процентов, а главное, готовились претворить свои идеи на практике.

- На самом деле, - загорается энтузиазмом Ивашина, - у подростков столько нестандартных, свежих бизнес-решений, которые не только бы принесли пользу городу, но и реальные доходы. Нескольких десятков тысяч рублей прибыли стоит идея трех 16-летних учащихся технического колледжа по созданию компьютерной биржи, интернет-сетей по обслуживанию целых микрорайонов. Весьма доходный бизнес по производству шампиньонов уже фактически получился у двух 15-летних школьников, но выхода "на внешний" рынок нет без законных на то оснований.

И тем не менее двести подростков в Орловской области так и не смогли зарегистрироваться в качестве предпринимателей? Не помог и "патронаж" общественного объединения. Почему?

Причин несколько. Как правило, считает Марина Ивашина, подростки с отличными задатками бизнесменов в процессе регистрации "ломаются" из-за отсутствия стартового капитала. Для того чтобы приступить к реальной деятельности, им как минимум надо авансом заплатить платежи по налогу на вмененный доход, не говоря уже о приобретении кассовых аппаратов, наличии помещений.

- Я не раз обращалась к губернатору, к депутатам, в органы местной власти, в фонд поддержки предпринимательства помочь в порядке эксперимента попробовать на практике новую норму Закона о регистрации - выделить для нескольких ребят хотя бы пару подвалов под помещение, мини-кредиты до 10-15 тысяч рублей.

По словам Ивашиной, и для губернатора, и для депутатов, и для фонда поддержки предпринимательства ее голос остался "писком вопиющей в пустыне".

- А вот структуры другого толка 14-16-летними потенциальными бизнесменами уже активно интересуются, - добавляет Марина Ивашина, - с их помощью сегодня можно открывать расчетные счета в банках, обналичивать и отмывать "грязные" деньги, реализовывать "левые" товары, уходить от административной ответственности, в несколько раз сокращать налоги... Что же получается? Как считает Марина Ивашина, отпустив подростков на неизведанную дорогу бизнеса, государству пока не интересно даже взглянуть, что там происходит.

Кстати, а вам вашего сына или дочку-подростка никто еще не предлагал индивидуальным предпринимателем зарегистрировать?

Малый бизнес Семья и дети