25.06.2004 04:00
В мире

В Японии мода на мобильники

Текст:  Всеволод Овчинников (обозреватель "РГ")
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №0 (3510)
Читать на сайте RG.RU

Еще десятилетие назад Япония вошла в число немногих полностью телефонизированных государств мира. Число домашних телефонных аппаратов сравнялось тогда с количеством семей. Ныне же в стране вдвое больше мобильных, нежели стационарных телефонов. Лишь с 2000 года ряды обладателей "кэйтай" утроились и составили 70 миллионов человек (на 127 миллионов жителей). Причем половина из них имеет сотовые телефоны с прямым выходом в Интернет. По этому показателю Япония опередила даже неизменного лидера в области информационных технологий - Соединенные Штаты.

Надо сказать, что поначалу Страна восходящего солнца оказалась на обочине информационной революции. Появление Интернета совпало для нее с затяжным спадом 90-х годов, который прозвали "потерянным десятилетием". В итоге семей, обладающих персональными компьютерами, в Японии гораздо меньше, нежели в Соединенных Штатах.

Однако японцы и на сей раз проявили способность догонять, не только перенимая, но и совершенствуя технологии, разработанные другими. Они сделали главный упор не на персональный компьютер, а на сотовый телефон, сделав его окном в виртуальный мир с его безбрежными возможностями. Только диву даешься, глядя, как ловко управляются японцы с кнопками мобильника, умудряясь мгновенно набирать тексты, несмотря на сложность иероглифической письменности. Вот уж где действительно пригодились их тонкие артистические пальцы!

Вспоминается прощальный вечер в Токио, когда японские коллеги пригласили меня прогуляться по злачным местам. Заехав за мной на машине, друзья решили перво-наперво ознакомиться с сегодняшними льготами. В 20 часов известные рестораны и клубы, у которых в данный вечер оказалось мало заказов на столики, объявляют о скидках на 15-20 процентов. По электронной почте можно зарезервировать купон на льготные места. Аналогичным образом поступают теперь и домохозяйки, прежде чем идти на распродажи в универмагах.

Вспоминаю, как трудно было прежде ориентироваться в таких районах вечерних развлечений, как Симбаси, Сибуя или Синьдзюку. На сей раз хозяевам было достаточно включить систему спутниковой ориентации и набрать телефон нужного заведения. На экране мобильника тут же высветилась карта с проложенным маршрутом, а женский голос принялся подсказывать нам дорогу от места, где мы находились.

Местные жители утверждают, что "кэйтай" как нельзя лучше отвечает их национальному характеру. Японская этика заставляет человека быть замкнутым, застенчивым. А с другой стороны, рождает чувство одиночества, жажду общения. На служебных совещаниях или на лекциях японцы стесняются задавать вопросы вышестоящим. Теперь вошло в моду делать это анонимно, посылая оратору сообщения на мобильник, а он озвучивает ответы для всех.

Примечательно, что наибольшими фанатами "кэйтай" стала молодежь и особенно подростки.

- Без "кэйтай" я не могу прожить и дня, - призналась мне токийская студентка. - Пока еду в институт, обмениваюсь с друзьями домашними заданиями. А по вечерам они звонят прямо в мою комнату. Не надо просить родителей подозвать меня к трубке, объяснять, кто и о чем хочет со мной говорить...

Япония