Напрашивается законный вопрос: "А что же тогда можно назвать большой, если самое грандиозное сооружение на нашем участке - садовый домик 4х3 метра?" Давайте сразу уговоримся, что под этим термином (пусть не сердятся профессиональные архитекторы за вольную трактовку) будем подразумевать все, кроме жилого дома (или домика): летний туалет, гараж, беседку, перголы с цветущими лианами и даже садовую скамейку. Даже если вам только привезли и поставили на голую землю первый щитовой домик, все вышеперечисленные сооружения рано или поздно обязательно появятся. А если вы приобрели недостроенный коттедж в сосновом бору, то выйдите на балкон и хорошенько подумайте: где вы с гостями будете жарить барбекю, где будет паттио, а где бельведер?
Поверьте, сколько бы комнат и этажей не было в вашем особняке, большую часть времени (с апреля по октябрь включительно) вы будете проводить на свежем воздухе. Мне приходилось немало ездить по стране, поэтому я хорошо знаю, что невдалеке от каждого более-менее крупного города есть свой престижный коттеджный поселок, который обычно называют "Долиной нищих". На подъезде к элитным дачам вы обязательно обнаружите вывеску "Ландшафтный дизайн", под которой расставлены коренастые скульптуры обнаженных дам, гипсовых гномиков, купидонов и какие-то античные обломки. Часть этих "шедевров" продается в позолоченном варианте, что, видимо, особенно ценится обитателями поселка.
Я до сих пор подозреваю, что у этих скульптур есть определенное, весьма полезное предназначение. Представьте себе: темная "воровская" ночь, хлещет дождь, заглушая жуткие крики совы, гремит гром. По мокрым кустам ползет, судорожно сжимая в руке связку отмычек, пугливый грабитель. И тут яркая вспышка молнии высвечивает склонившееся над ним "лицо" гипсовой наяды! Не знаю, как вы, а я бы на месте помер от страха!
Говорят, при виде "гномиков", что продаются в садоводческих центрах, даже дрозды напрочь забывают о соблазнительной вишне и рябине. Редкий покупатель этих "произведений искусства" будет удивлен, узнав, что это все тоже садовая архитектура. Если рассматривать ее не как искусство, а как науку, то первый принцип садовой архитектуры можно сформулировать так: на участке не должно быть ничего лишнего (просто так, для красоты), каждый предмет должен быть оправдан, а его местоположение мотивировано. Иными словами, если вот тут стоит скамейка, то стоит она именно под этим углом к солнцу, чтобы к вечеру, когда спадет пекло, можно было сидеть к нему лицом и любоваться цветущими кустами роз и раскидистым дубом на соседнем участке. Если именно тут врос в газон садовый фонарик, значит, именно в этом месте он и нужен, чтобы подсветить дорожку к туалету и эффектно выхватить из темноты бледно-фиолетовое облачко душистой маттиолы.
Из чего все это делать?
В 1863 г. в Киев по "финансовым делам", как деликатно сообщали газеты, прибыл из Москвы известный купец и меценат Кокорев. Первым делом гость пожелал воочию убедиться, правда ли "редкая птица долетит до середины Днепра?" А когда увидел бескрайние дали великой реки, расчувствовался и незамедлительно пожертвовал в банк 100 рублей ассигнациями, дабы на Владимирской горке соорудить беседку для любований "разливами и далями Борисфена-Славутича". Далее, как в сказке, ровно 30 лет и 3 года длится непонятная пауза в событиях. Известно только, что в 1896 г. сторублевое пожертвование обросло процентами и составило 3775 руб. Был объявлен, как теперь скажут, "тендер" и на эти деньги воздвигли не одну, а даже две ажурные кованые беседки, на которые до сих пор любуются гости города, останавливая взгляд на железных кружевах гораздо чаще, чем на днепровских пейзажах.
Почему я вспомнил эту историю? Да потому, что если бы сразу же построили на сто рублей деревянную беседку, то любоваться нашим современникам было бы уже не на что. Дерево, конечно, имеет целый ряд преимуществ: оно легко обрабатывается, из него и по нему можно резать фигуры и узоры, у него бывает интересная и очень декоративная структура, живописные наросты, извилины, развилки, оно легче металла, наконец, некоторых подкупает его экологичность.
Ковка - удовольствие дорогое, даже если это не авторская работа, а оригинальная "массовка", к тому же она требует определенного общего стиля. В то время как деревянные конструкции, окрашенные в определенный цвет и тональность, легче вписываются в любой садовый ансамбль. Впрочем, не стоит забывать, что к вашим услугам и другой материал: камень, кирпич, бетон, стекло, виниловая вагонка, андулин, металлочерепица и масса других подарков технического прогресса, о которых мы еще лет десять назад ничего и не знали.
В одном из прошлогодних номеров журнала "Ваш прекрасный сад" была прелестная статья о малой садовой архитектуре, где нам предлагался широкий ассортимент материалов для строительства беседок, пергол, заборов и т.д. Причем из подходящих пород дерева перечислялись бук, граб, тис и палисандр. У вас нет желания спросить на ближайшем строительном рынке почем буковый брус или палисандровая вагонка? И не надо, побить могут - подумают, что это вы издеваетесь в такой особо циничной форме. Ну а если серьезно: из дерева у нас самые доступные хвойные породы (сосна, ель). С ними легко и приятно иметь дело (если инструмент хороший), но они не отличаются долговечностью. Часто торгуют "тарной доской" из березы. Ее неоспоримое достоинство - это обычно приемлемая цена. Недостатка три: тяжела, "вертолетится" - изгибается в самых нежелательных направлениях и быстро гниет, если соприкасается с землей. Поэтому забор из березовых досок поднимайте повыше, чтобы он не зарывался в почву.
Несколько лет назад я купил по дешевке для беседки несколько роскошных липовых бревен: прямых, ровных, загляденье. С нетерпеньем снял податливую "шкуру" и все не мог налюбоваться на белоснежную наготу дерева. Увы, буквально через несколько дней вдоль всей длины каждого бревна пролегли коварные трещины, которые расходились прямо-таки на глазах. К концу лета в каждую такую щель можно было просунуть указательный палец. Поэтому (обращаюсь к новичкам-горожанам) ни в коем случае не спешите обдирать кору с липы. Дерево должно сперва хорошенько просушиться в проветриваемом тенистом месте. Ну и, конечно, для того чтобы сооружения жили дольше, дерево надо обрабатывать пропитками или красить. Лучше пинотексом или такими жидкими красками, которые не застывают "коркой", а впитываются в древесину. Подземную часть деревянных конструкций многие обрабатывают отработанным машинным маслом. Так что не выливайте его после замены в вашем автомобиле - сгодится в хозяйстве. Теперь пора решить, с чего начать возведение малых архитектурных форм вашего сада.
Начинать строительство нужно со скамейки
По всей видимости, она у вас будет не одна. У каждой такой скамейки должно быть свое предназначение, которое диктует форму, размеры и местоположение. Например: скамейка-завалинка у ворот перед участком. Первая функция - сидеть и наблюдать, как мимо проходит по улице "настоящая жизнь". Вторая - пить с соседом пиво, чтобы за забором не увидела жена (теща). Третья - к вам пришел не самый любимый сосед, налоговый инспектор, председатель дачного кооператива или кто-нибудь еще, вам не очень хочется звать его в дом (чаем потом угощай и выпроваживай два часа). Можно посидеть на завалинке и решить все вопросы, потом вежливо извиниться и юркнуть к себе в калитку.
Ясное дело, что в этом случае можно обойтись двумя столбиками с доской скромных размеров (даже без спинки). Другой пример: вы романтический холостяк и периодически зазываете к себе в гости потенциальных невест. Именно там, на скамейке под цветущей акацией под соловьиные песни в полнолунье может произойти самое главное событие... Вам самим решать, какова должна быть ширина скамейки (это в зависимости от того, какие вам девушки больше нравятся, фундаментальные или стройные) и будет ли вам (обоим) мешать спинка? Кстати, в этом случае есть смысл обустроить "боскет" - так в старину называли кабинеты с зелеными стенами из растений. И уже там, за цветущей ширмой искать романтического уединения на канапе или диванчике.
Как вы догадываетесь, у садовых лавочек может быть несколько десятков предназначений. У нас на участке потребность в них возникла сразу же - в углу на возвышении я сам смастерил "рабочее сиденье", на которое устало "плюхаюсь", чтобы перевести дух, обвести взглядом объем работ и прикинуть, что дальше в какой последовательности буду делать. В любом случае, скамейки сами по себе появятся стихийно там, где вы чаще всего останавливаетесь или задерживаетесь, чтобы полюбоваться закатом, насладиться ароматом цветущей старой липы или просто отдохнуть в тени единственного дерева. Остается озадачиться двумя проблемами: чтобы всегда было чем на них сидючи любоваться и чтобы вокруг приятно пахло.
Соответственно требуется подобрать растения возле них по срокам цветения и распространения ароматов. Задний ярус - кусты: если очень повезет, то с середины мая глаз будут радовать желтые искорки форзиции, затем вступит сирень и продержит свою партию до конца первой июньской декады. Там уже розовый хор летние песни подхватит (роза-ругоза, махровый белый шиповник), а к концу июня чубушник (садовый жасмин) белые душистые цветки раскроет. В июле, кроме роз, уже мало что из кустарников цветет, поэтому их густую (к тому времени) листву стоит "подбить" растениями нижнего яруса, которыми так приятно любоваться с лавочек и скамеек. Остерегайтесь "мертвого сезона", который у некоторых дачников иногда возникает в середине лета, когда отошли июньские цветы (пионы, лилейники, ирисы), а августовские (флоксы, астры, георгины, гладиолусы) еще не подоспели. Так что продумайте, что где сажать.
Кому опора, кому - архитектура
Без лиан сад - не сад. Кстати, ту же настурцию почему-то чаще предпочитают использовать как почвопокровное растение, а ведь она прекрасно смотрится, поднятая на опоры, как элемент вертикального озеленения. Так вот, любая опора, если речь идет не просто о палочке, воткнутой в землю, это уже... да-да, малая садовая архитектура. Но лиана лиане рознь.
Лазящие лианы - это которые сами карабкаются по стене, используя специальные корешки или "присоски". Наиболее популярные из них: вьющиеся гортензии, кампсис, плющ и девичий виноград. Первые три актуальны только на юге России (южнее Ростова-на-Дону или Астрахани), поэтому остановимся на последнем. Не стоит увивать им маленькие сооружения, поскольку он образует необычайно мощную и тяжелую зеленую массу, которую целесообразнее распределить, например, по стене дома. Некоторые считают, что если виноград растет по стене деревянной постройки, то это их только разрушает. Давайте вместе прикинем вред и пользу. Польза: красиво, листья скроют архитектурные и строительные недостатки сооружения, защитят от перепада температур и суточных изменений влажности. Вред: если в каменных стенах и штукатурке много трещин, то корни могут их значительно увеличить, или даже обвалить своей тяжестью. Однако все недостатки легко устранить, если пустить лианы не по голой стене, а по специальным опорам на некотором от нее расстоянии.
Вьющиеся лианы обвивают опору своими побегами, как бы змеятся по ним ввысь (клематисы, хмель, глициния, жимолость). Их можно отлично использовать на всех элементах малой архитектуры. Ту же садовую скамейку можно обустроить между двумя деревянными ящиками с перголами вместо стенок и спинки и аркой над головой. В ящики посадить клематисы, которые будут увивать опоры, и радовать глаз огромными яркими цветами и что-нибудь ампельное (петунию, настурцию, иберис), живописно свисающее вниз. Отлично можно использовать их и на бельведерах, представляющих собой коридор из зеленых арок.
Цепляющиеся лианы прикрепляются к опорам с помощью длинных усиков (некоторые винограды, душистый горошек, эхиноцистис или пассифлора). Если будете использовать их для декорации малых построек, учитывайте, что некоторые из них (некоторые сорта съедобного винограда, которые могут расти в наших северных широтах) осенью надо снимать с опор, укладывать и укрывать.
Прислоняющиеся лианы нуждаются в этом гораздо чаще. Особенно плетистые розы, ведь если они обморозят свежие побеги последнего лета, то просто не будут цвести, потому что именно на прошлогодних побегах (у большинства сортов) формируются цветочные почки.
Опора - это не костыль для калеки. А часто она выглядит именно так. Больно смотреть, как прекрасный куст роз подвязывают к шаткой лесенке из суковатых палок, подобранных в ближайшем лесу и перевязанных обрывками бельевой веревки. Хорошо, если конструкция, на которой обжилась лиана, гармонирует с растением и по форме, и по цвету. В следующий раз поговорим о маленьких строительных хитростях, которые помогут вам самим соорудить интересные и необычные опоры для вьющихся растений. Только не впадайте в крайности. Мне приходилось видеть целые резные терема, сооруженные только ради того, чтобы по затейливым загогулинам узоров взбирался ввысь тщедушный клематис, который, испугавшись такой причудливой роскоши, решительно отказывался цвести. Так что бывает и такое.