Железная дорога - это в любом случае гарантированный спрос на услугу. Значит, надо суметь предоставить эту услугу в том виде, в котором она затребована пассажирами. Этим и займется новая пассажирская пригородная компания. Скорее всего ее акции распределятся между четырьмя акционерами. Столица и Подмосковье в качестве уставного капитала внесут земли, по которым ходят электрички, железная дорога - инфраструктуру (станции, рельсы), а инвестор - живые деньги на развитие.
Электрички не стоят в автомобильных пробках на дорогах и доставляют своих пассажиров прямо к станциям метро. Почему же народ не спешит покинуть персональные авто и вернуться в электрички? Да потому, что людям хочется комфорта. А в вагонах либо душно, либо холодно, из тамбуров сочится табачный дым, по поездам косяками идут коробейники...
Когда в начале года МЖД запустила скоростной и комфортабельный поезд "Спутник" между столицей и Мытищами, ставка была сделана именно на сочетание скорости с комфортом. В результате, несмотря на более высокую стоимость билетов, экспресс пользуется популярностью. 18 минут - и ты в центре Москвы.
Еще один успешный проект - экспрессы в соседние области до Тулы, Калуги, Рязани, Ярославля. Поезда составлены из вагонов трех классов. Во всех классах в каждом втором вагоне туалет, урны, киоск с газетами и два бара.
Общественный транспорт может приносить прибыль. Но при стопроцентном учете пассажиров. Московская железная дорога, по словам зам. начальника генеральной дирекции по пригородным перевозкам МЖД Александра Ивойлова, не может точно подсчитать, сколько пассажиров пользуются ее пригородными поездами. Турникеты стоят только на станциях в границах Москвы, да и то не везде.
После создания компании о "халяве" на электричках можно будет забыть навсегда. Хотя льготники все останутся. Но - с билетами. С помощью социальной ли карты москвича, чего другого, но все они будут учтены. У компании, поставленной перед необходимостью зарабатывать, каждая копейка будет на счету. Соответственно и "сладкого" пассажира, способного заплатить за себя, она будет ценить куда больше.
А будут деньги - появятся и комфортные электрички и скорее всего классность, такая же, как сейчас на "дальнобойных" экспрессах. И наконец-то можно будет спокойно сидеть на своем оплаченном месте, не опасаясь, что рядом над душой встанет бабушка и будет терзать вашу совесть.
А после того, как всех пассажиров учтут, выяснят, где, на каком направлении и сколько ездит народа, наконец-то скорректируют должным образом расписание. Там, где пассажиропоток невелик, пустят поезда по восемь вагонов раз в час, а на оживленном направлении - по 12 вагонов каждые двадцать минут.
Ну а то, что больше всего волнует пассажиров - цена проезда? Скорее всего будет два тарифа. Социальный - на госзаказ. Он будет определяться по согласованию с Москвой и областью и предоставлять собой минимальный набор услуг. Второй тариф - коммерческий. Он адресован клиентам, способным заплатить за приятные излишки вроде телевизора с кондиционером. По прогнозам, пассажирская пригородная кампания самоокупаемости добьется в течение ближайших нескольких лет.
Есть уже и пример попытки работы на рынке пассажирских перевозок частного капитала. В марте этого года пошла первая частная электричка "Москва-Калуга". По данным МЖД, заполняется она примерно на 35 процентов. Но, как утверждают владельцы, число пассажиров ежемесячно растет на 7-8%. Пока у частной электрички два преимущества по сравнению с эмжэдэшными экспрессами. Постоянно проверяющая вагоны охрана и большее количество остановок на пути следования за счет того, что билеты там продаются прямо в поезде.