01.07.2004 02:00
Общество

Композитор Олег Иванов

Текст:  Алексей Левадний (Москва)
Союз. Беларусь-Россия - Федеральный выпуск: №0 (25)
Читать на сайте RG.RU

- Что вас сюда привело, Олег Борисович?

- Меня пригласили. В нынешнем году радиостанции исполняется 40 лет, и в связи с этим здесь провели отбор песен, наиболее часто звучавших в эфире за такой долгий срок. В список "самых-самых" попали три моих песни: "Товарищ", "Завалинка", "Олеся". В последнее время мои песни стали звучать чаще и на радио, и на телевидении. Одна из причин - возрождается моя творческая дружба с белорусским ансамблем "Сябры". Мы вернулись к нашим лучшим старым песням, даем им новое звучание. Замечательная получилась песня "Глухариная заря" на слова Анатолия Поперечного. На юбилейном концерте "Сябров" в Государственном Кремлевском дворце эта песня, на мой взгляд, наиболее убедительно прозвучала.

- Что в вашем понимании выражение "самобытный песенник", примененное к вам?

- По своему внутреннему складу я - романтик, и мне близко именно романтическое жизнеощущение. Уделяю большое внимание фольклору, потому как чувствую в себе духовную связь с народной музыкой. Это у меня с раннего детства. Прежде всего тут свою роль сыграла сибирская народная музыка. В раннем детстве я воспитывался дедушкой и бабушкой, а они - украинцы. Бабушка пела много и русских, и украинских песен. И если бы не было пения с бабушкой, я бы точно никогда не стал музыкантом, профессиональным музыкантом. А бабушка была замечательной певицей. Мои народные песни поют Сибирский и Уральский народные хоры. Надежда Бабкина - замечательная исполнительница моих песен, и быть у Нади на репетициях и концертах - для меня минуты счастья.

- С чего начинается ваша музыка, как она к вам приходит?

- У меня чаще всего песня рождается на слова, именно они дают толчок к творчеству. В словах для меня самое главное - ритм. А какое воздействие слов на подсознательном уровне! Ритм, эмоциональность, и чем старше я становлюсь, тем большую роль для меня играет содержание. Мне достаточно двух понравившихся строчек, чтобы начать работать с поэтом. Иногда мы сотрудничаем несколько дней, а иногда работа затягивается и не на один месяц.

- А мелодии без слов вы пишете?

- Если говорить об академических жанрах, то, конечно же, пишу, иначе я не окончил бы консерваторию. Моей дипломной работой стала опера по пьесе Чехова "Юбилей". Есть у меня маленькая симфония для симфонического оркестра. По окончании консерватории я работал солистом Новосибирской филармонии, написал в то время вальс для симфонического оркестра. Эстрадные пьесы пишу и сейчас.

- Что вы считаете главным достижением в своей творческой биографии?

- Мне кажется, я сумел написать три - четыре яркие песни, за которые мне не стыдно. Горжусь ими. Горжусь и тем, что встретил прекрасных поэтов, прекрасных исполнителей. Это песня "Товарищ" на слова Александра Прокофьева в исполнении Аиды Ведищевой, песни "Олеся" и "Завалинка" в исполнении "Сябров". Это песня "Горький мед" на слова Владимира Павлинова, "Талая вода", которую написал Лев Ошанин, и "Горлица" на слова Семена Кирсанова. Хотя можно говорить о 20 - 25 известных моих песнях. Но названные песни - мои лучшие.

- О чем-нибудь в жизни жалеете?

- Единственное, что я могу пожелать сам себе, это то, чтобы больше обращал внимания на молодежную музыку, которая сейчас много звучит. Чтобы продолжать писать песни, чтобы не сойти со своей тропинки. Для этого обязательно надо использовать достижения современной музыки. Однако мне не все сегодня нравится. Но есть песни, которые обращают на себя внимание нестандартностью решения, очень интересные звуки, технологии. В песенном отношении поэзия для меня иногда просто загадка, потому что читаешь слова без музыки - ну никак не идет! А с музыкой высвечиваются очень интересные вещи.

- Не бывает ли дома таких ситуаций, когда появляется желание сесть за фортепиано и договорить нотами то, чего не высказать словами?

- Такое постоянно! Когда тебя захлестывает радость или же, наоборот, неприятность, сразу же появляется желание сесть и играть. И у сына то же самое. Дело в том, что он начал сочинять свою музыку. И если ему попадает от мамы за ослушание, то он садится за инструмент и играет свою музыку. Тем самым показывает: как же ты меня недооцениваешь, мама, посмотри, какую музыку я сочиняю...

- Ваша оценка современного положения классической музыки и музыки от шоу-бизнеса?

- Во всем мире классическая музыка, к сожалению, очень сильно уступила свои позиции современной эстрадной музыке. К сожалению, и в России, как и на Западе, музыка начинает все больше играть обслуживающие функции. Звезда - товар штучный, звезда рождается один раз в 20 - 30 лет, как Пугачева. А "фабрики звезд" не могут существовать по определению. Берут симпатичных мальчиков, девочек, которым еще надо очень многому учиться. И самое главное, что их потом, наскоро подготовив, вводят в очень жестокую эксплуатацию. В основном они умеют двигаться, но мало кто из них хорошо поет. Ни о какой гражданственности и патриотичности исполняемых такими "звездами" песен не может идти и речи.

Образ жизни Музыка