02.07.2004 04:00
Экономика

Что получим вместо льгот

Сегодня Госдума рассмотрит вопрос об их замене денежными выплатами
Текст:  Ирина Невинная
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №0 (3516)
Читать на сайте RG.RU

Вызвавший и протесты, и критику законопроект к первому чтению был серьезно откорректирован. В частности, правительство пошло на существенное увеличение ежемесячных компенсационных сумм, которые будут прибавляться к пенсии. Полный перечень "сегодняшних" льгот и предлагаемого с будущего года их денежного эквивалента приведен в таблице.

Еще одна важная новация - так называемый "соцпакет" на сумму 440 рублей, который, по замыслу авторов, может смягчить переходный период по замене "натуральной" помощи государства денежными выплатами, оставив право пользоваться самыми социально значимыми льготами. За 40 рублей в месяц из этого пакета железнодорожное ведомство готово предоставить вчерашним льготникам проездные на пригородные электрички. 350 рублей - это стоимость лекарств, ранее получаемых бесплатно или со скидкой. 50 рублей предполагается "пустить" на сохранение санаторного лечения. Правда, относительно последних двух позиций вопросов масса: суммы, полагают многие специалисты, явно занижены. Например, стоимость одного дня соцстраховской санаторной детской путевки сейчас составляет 400 рублей (взрослые путевки, как известно, Фонд соцстраха прекратил оплачивать два года назад). Лечение взрослого, по самым скромным подсчетам, может стоить 500 рублей в день. То есть 10-12 тысяч рублей за полный курс. Следовательно, даже если воспользоваться путевкой по "соцпакету" можно будет, как поясняли авторы идеи, раз в четыре года, государство покроет не более четверти стоимости лечения...

Основная идея законопроекта известна: нефинансируемые "мандаты" заменить реальными денежными выплатами, что для большинства льготников только плюс. В начале недели президент Владимир Путин еще раз напомнил, что в результате реформы не должно ухудшиться положение населения, что социальная поддержка ветеранов возрастет в 10-20 раз. Однако это не значит, что каждый льготник будет грести деньги лопатой. Премьер Михаил Фрадков и вице-премьер Александр Жуков пояснили: совместные траты на социальную защиту федеральной и региональной казны составили в прошлом году около 40 миллиардов рублей. В федеральный бюджет же будущего года, как известно, на "монетизацию" правительство закладывает 170 миллиардов. Так что в среднем финансирование возрастет более чем вчетверо, а для некоторых категорий, видимо, еще больше. Во всяком случае, по данным минфина, в 2005 году соцобеспечение ветеранов войны "в целом" вырастет в 26 раз, а инвалидов - в 9. Очевидно, что "положенными" по закону льготами пользовались далеко не все, кто имел на это право. Самый простой пример -многолетние очереди на получение бесплатных автомобилей инвалидами и санаторных путевок. Денежную же компенсацию государство обещает предоставить всем без исключения. Отсюда и многократный рост расходов.

Но государственный подход, когда речь идет о самом насущном, срабатывает далеко не всегда. Понятно, что каждый инвалид, каждый ветеран пристрастно изучает все предложения, все выкладки правительства и "прикидывает" их прежде всего на себя. И для тех льготников, кто имел возможность бесплатно ездить, звонить и лечиться, предлагаемые суммы потерю в полной мере не компенсируют.

Законопроект перед первым чтением не только многократно обсуждался на всевозможных "круглых столах" в депутатских комитетах и фракциях. Каждый комитет дал свое заключение к сегодняшнему заседанию. И заключения эти касаются не только пресловутого вопроса о льготах, который у всех на слуху. Потому что, напомним, содержание законопроекта гораздо шире.

Несколько замечаний представил Комитет по делам женщин, семьи и молодежи. В частности, финансирование детского пособия правительство предлагает "спустить" на региональный уровень - и есть серьезные опасения, что страна вновь вернется к массовой невыплате этих денег. Комитет предлагает хотя бы на время оставить два источника финансирования для детей - "подстраховать" региональные выплаты, выделяя ежемесячно из федеральной казны, например, по 100 рублей на ребенка. Так можно было бы решить уже "перезревший" вопрос с увеличением этого пособия. Низкой посчитали эксперты комитета и предлагаемую 1000-рублевую компенсацию детям-инвалидам, подсчитав, что уровень нынешней поддержки семей с такими детьми составляет 3-5 тысяч рублей в месяц.

Выводы в заключении комитета по делам ветеранов - денежные компенсации разным категориям льготников занижены. Например, военнослужащие, которые во время войны проходили службу не в действующей армии, по статусу фактически приравнены к участникам войны, но компенсация им в 2,5 раза меньше.

Комитет по Северу усмотрел в законопроекте ущемление прав северян. В частности, предлагаемая отмена 50-процентного дотирования стоимости проезда в санаторий и обратно при получении путевки для низкообеспеченных семей сделает невозможным получение ими лечения. Женский комитет предложил как вариант ввести эту норму в Закон "О государственной социальной помощи".

Комитет по труду обратил внимание на принципиальный момент: по Конституции россияне имеют право на государственную "социальную защиту" и "социальные гарантии". Законопроект же содержит более узкое понятие - "меры социальной поддержки".

Несмотря на большой объем критических замечаний, большинство депутатов сходятся во мнении, что принципиально концепцию правительства надо принимать. А снять основное опасение - что объем предлагаемых денежных компенсаций не покроет социальные потери - можно будет, дорабатывая законопроект ко второму чтению. Более того, уже достигнуты предварительные договоренности с правительством, что возможно увеличение компенсаций по некоторым категориям, а блокадники и репрессированные, возможно, будут получать поддержку из федерального бюджета. На уровне регионов останется обеспечение самой многочисленной группы - ветеранов труда.

Еще один положительный момент - первоначальное предложение по законопроекту исключить понятие МРОТ из Трудового кодекса приостановлено. Если бы оно прошло, решение на федеральном уровне повысить зарплату бюджетникам перестало бы быть "автоматически" обязательным для регионов. Теперь на повышение зарплаты на 20 процентов с будущего года смогут рассчитывать все врачи и педагоги - работающие и в федеральных, и в муниципальных учреждениях.

Иллюстрация:
  • Еще раз о том, какими льготами пользовались разные группы и какие изменения пледлагаются с будущего года (~140 kb)
  • Товары и цены Пенсии и пособия Госдума