Авекова обвиняют в превышении должностных полномочий, которое привело к распродаже недвижимости, обернувшейся для городского бюджета потерей 16,5 миллиона рублей. Но самое интересное, рассказал корреспонденту "РГ" адвокат Авекова Александр Аснис, что лишь в ходе этого допроса впервые состоялся обстоятельный разговор по выяснению должностных полномочий его подзащитного. И выяснилось, что ни сдача в аренду помещений, ни их продажа в должностные функции чиновника не входили. Не был он и членом комиссии Департамента имущества, определявшего цену продаваемого арендаторам имущества. Следовательно, не мог иметь и возможности умышленно занизить цену объектов, в чем сейчас его обвиняют. Три же спорных распоряжения Авеков подписал, временно исполняя обязанности другого заместителя главы департамента - Галины Петровой. "Состоявшийся допрос не мог не убедить следователя прокуратуры, который вел его, в том, что Авекову предъявлено необоснованное обвинение", - сказал Аснис.
Точно так же считает и руководитель Департамента имущества правительства Москвы Владимир Силкин, занявший этот пост лишь в нынешнем году. Он сообщил, что в соответствии с Указом Президента РФ от 6 февраля 1995 года Москва получила право самостоятельно определять порядок продажи недвижимости, сданной в аренду. Благодаря этому она получила от приватизации гораздо больше денег, чем вся Россия. Именно на основании президентского указа Мосгордума узаконила в том же 1995 году правила, в соответствии с которыми арендаторы могли выкупать недвижимость, минуя аукционы. По федеральному же закону, проведение аукционов и сделок стало обязательным лишь с 29 апреля 2004 года. В Москве же, вот ирония судьбы, первая площадка для проведения конкурсов и аукционов, которая начала работать в этом году, заметил Силкин, организована именно по инициативе Владимира Авекова.
Сделки же, оспариваемые прокуратурой, были совершены в 2000 году. "Постановление Мосгордумы номер 85 устанавливает лишь стоимость, а вопросы продажи недвижимости им не регулируются", - сказал прокурор столицы Анатолий Зуев в ответ на заявление пресс-секретаря мэра Сергея Цоя о том, что "правительство Москвы предпримет все необходимые меры для того, чтобы в ходе расследования дела Авекова соблюдалась законность".
"Но ведь постановление так и называется - "О порядке продажи объектов нежилого фонда на территории города Москвы", - удивился управляющий делами СГУП по продаже имущества, один из разработчиков этого документа Андрей Голубев.
Скандал вокруг столичного имущества начался с трех зданий, расположенных в центре Москвы. Одно - по 1-му Коптельскому переулку, д. 18, стр. 2, площадью 361 кв. м. Арендуемое футбольным клубом "Спартак" с 1997 года, оно было выкуплено им за 3,5 млн. рублей. По такой же цене арендаторы получили и другое здание по Большой Ордынке, 59, стр. 2, площадью 383 кв. метра. Третье здание - по ул. Лобачевского, площадью 786 кв. м - было продано арендовавшему его издательскому дому "Сельская новь" за 5 миллионов рублей. Для "дорогих престижных объектов" это не цены, по мнению прокурора, - а сущие копейки. "Хорошо судить сейчас, - говорит Голубев, - когда здания находятся действительно в отличном состоянии. В момент же выставления их на торги они были в полуразрушенном состоянии. Поэтому и были проданы с обязательством реконструировать их за счет приобретателя, что и было зафиксировано в условиях продажи, а затем и сделано".
Столичная прокуратура не впервые проводит проверку законности продажи столичного имущества. Конфликтные ситуации случались и прежде. Иногда они разрешались по ходу дела, иногда в суде, причем когда в пользу прокуроров, когда в пользу распорядителей имущества. Объяснить, почему нынешняя проверка потребовала таких суровых мер, никто не может. Анатолий Зуев тем временем не скрывает, что "следствие находится на первоначальном этапе, изучаются и другие скороспелые сделки".
Обещания массовых арестов в этих словах в Департаменте имущества не ищут, а вот того, как все это в целом скажется на рынке недвижимости столицы, опасаются. "Многие арендаторы, выкупающие собственность в Москве, сейчас немедленно стараются избавиться от нее на вторичном рынке, так как боятся, что приватизацию признают недействительной и они останутся у разбитого корыта: без денег и без недвижимости", - поделился тревогой управляющий делами СГУП по продаже имущества Андрей Голубев.
Владимир Авеков тем временем продолжает оставаться в Бутырке. Арестовали его, как выяснилось, после допроса, на который он явился, будучи на больничном листе. По свидетельству адвокатов Александра Асниса и Ольги Козыревой, состояние его здоровья (а он страдает гипертонией и в данный момент обострением язвенной болезни) на глазах ухудшается. Еще 29 июня он написал заявление с просьбой, чтобы его осмотрел врач, но помощи до сих пор не получил. "Мы подали жалобу в Московский городской суд на то, что мера пресечения в виде заключения под стражу применена необоснованно, - сказал корреспонденту "РГ" Аснис. - Но слушание дела по ней не может быть назначено, так как судья Хамовнического суда В. Мишин, по представлению которого Владимир Авеков был арестован, не сдал вовремя материалы дела в канцелярию".