Вступительная речь главы государства длилась, как посчитали телеоператоры, ровно 38 секунд. За это время он тем не менее успел коснуться всех главных тем, которые потом долго, подробно, повторяя друг друга, обсуждали члены Госсовета и приглашенные. Президент особенно подчеркнул: мы просто обязаны отметить юбилей Победы так, чтобы он запомнился надолго. Путин считает - вне зависимости от любых юбилейных кампаний приоритетом государства должна быть политика социальной поддержки ветеранов. "Мы стараемся сделать все, но этого недостаточно", - признал Путин. Он уверен, что надо не только "информировать и разъяснять" ветеранам политику государства, но и "найти решения, которые улучшили бы положение" этих людей.
Информационную подготовку к предстоящим торжествам президент назвал "недостаточно активной". Путин считает крайне важным привлечь к юбилею молодежь, активизировать работу организаций патриотической направленности, наладить в регионах поисковую работу, создать единые справочные базы ветеранов войны, привести наконец в порядок воинские захоронения и издать многотомную энциклопедию о войне 1941-1945 годов. Саму же кампанию президент хотел бы видеть как можно менее формальной. "Это важнейшая общенациональная задача. С таким пониманием и надо действовать", - подытожил он.
Выступавший вслед за ним основной докладчик, Волгоградский губернатор Николай Максюта, сам того, конечно же, не желая, оправдал худшие опасения президента. Даже его спичрайтерам, видимо, пришлось сильно постараться, чтобы облечь губернаторский доклад в настолько казенную общую форму. Почти дословно повторив вступительное слово Верховного главнокомандующего, Максюта несколько раз сурово потребовал от присутствующих, чтобы те избегали "формального, бюрократического подхода, набивших оскомину приемов". Но, в общем-то, ничего нового не предложил и сам, кроме общих фраз, начинающихся с неизменного "чтобы": "чтобы каждый ветеран почувствовал конкретную заботу о себе", "чтобы не допустить искажения правды о войне в прессе и школьных учебниках" и т. д. Главной помехой на пути к славному юбилею Максюта, судя по всему, считает прессу - это она манкирует информационно-пропагандистской кампанией, посвященной 60-летию, публикует "домыслы" и мешает "заразить молодежь" патриотической идеей. Так и сказал - "заразить", и никто из присутствующих не повел и бровью.
Прессе, впрочем, доставалось практически от всех выступавших - и приглашенные на Госсовет руководители Первого и второго телеканалов Константин Эрнст и Олег Добродеев всем своим видом демонстрировали вежливое понимание. Меньше всех повезло руководителю ТВЦ Олегу Попцову. После заседания Госсовета охрана категорически отказывалась выпустить его из Кремля через те же Спасские ворота, в которые он зашел.
Совсем недалеко от Кремля, перед зданием Государственной Думы, в то же время, что и Госсовет, проходил митинг пенсионеров против замены льгот денежными компенсациями. Тот же вопрос больше всего заботит сейчас и ветеранов войны. О чем губернаторы в кулуарах говорили много и охотно, а в зале заседания сказали лишь пару слов. Исключение составил лишь Валентин Варенников: журналистам и президенту с губернаторами он с одинаковой экспрессией советовал дать ветеранам "свободу выбора" - либо льготы, либо деньги. "Льготы - это стабильность, она устойчива при любой инфляции, при любом рейтинге. Вот почему ветераны за нее и держатся". Выступавший чуть позже председатель Российского комитета ветеранов войны Владимир Говоров был дипломатичен, но тверд: "Если правительство хочет сделать людям что-то хорошее, а они возмущаются и встают на дыбы, значит, что-то здесь не то". А Варенников, по его словам, уже провел соответствующие консультации с министром Зурабовым.
Минобороны на этот раз предстало в роли сценариста. Министр Сергей Иванов говорил о празднике, о празднике и, по сути, больше ни о чем, кроме праздника. Подробнейшим образом Иванов изложил сценарий военного парада 9 мая 2005 года, вплоть до путей следования колонн ветеранов и моментов, когда с торжественными маршами должен вступить оркестр. Кстати, за 5 минут до заседания о том же самом сценарии категорически отказался сказать хоть слово начальник Генштаба Анатолий Квашнин: "Здесь как в футбольном матче. Заранее расскажешь - будет неинтересно".
Прочие участники Госсовета столь рискованных аналогий не проводили, но к сценарию добавляли что-то свое. Предложили 8, 9 мая сделать нерабочими днями, заменить на время празднования рекламные щиты фотографиями военных лет, устроить в музеях Дни открытых дверей и т. д.
Президент пообещал учесть все замечания. Соответствующие поручения правительству уже, по его словам, подготовлены.