06.07.2004 04:50
Власть

Реформа межбюджетных полномочий

Поправки в Налоговый и Бюджетный кодексы ожидают второго чтения
Текст:  Татьяна Конищева
Российская Бизнес-газета - : №0 (466)
Читать на сайте RG.RU

В свою очередь Государственная Дума продолжает работу над бюджетной реформой в части разграничения полномочий в этой сфере. Выступая в пятницу перед законодателями, министр финансов Алексей Кудрин отметил, что в бюджете на 2005 год будет предусмотрено порядка 112 миллиардов рублей только на замену льгот денежными компенсациями, а в ходе всей бюджетной реформы около двух триллионов рублей получат субъекты РФ, которые будут складываться из налогов и неналоговых доходов, а 505 миллиардов им добавит федеральный центр. Причем, сказал он, правительство скорее всего прибегнет к расходованию части средств стабилизационного фонда на эти цели. Благо очередная миссия МВФ в своем отчете заметила, что средства стабфонда можно тратить на проведение реформ.

Основной пакет, касающийся разграничения межбюджетных полномочий, уже принят Думой в первом чтении. Планируется, что второе состоится после принятия закона о натуральных льготах. Выступая на заседании, А. Кудрин отметил, что депутатам предстоит утвердить концепцию данного законопроекта. В случае одобрения концепции при доработке документа "мы поработаем над деталями по вопросам, которые имеются у депутатов к документу, уточним ряд позиций, чтобы найти решения по всем спорным вопросам". При этом, добавил он, на основе данного проекта закона может быть уточнено и распределение доходных источников между уровнями власти в ходе рассмотрения поправок к Налоговому и Бюджетному кодексам.

Рассмотрение законопроекта о замене натуральных льгот на денежные компенсации вызвало разные отклики не только среди рядовых россиян, но и среди большого количества депутатов. Более того, только 5 из 89 субъектов РФ представили в Думу положительные отзывы на этот законопроект. И хотя депутаты и проголосовали за документ в первом чтении, но не факт, что второе состоится в ближайшее время. А это значит, что может быть отодвинута и сама бюджетная реформа и возникнут сложности при прохождении проекта бюджета на 2005 год через коридоры Охотного Ряда.

Напомним, что закон о замене натуральных льгот на денежные компенсации идет в пакете законов, касающихся разграничения полномочий между бюджетами всех уровней. Понятно, что передача льгот из федерального центра на региональные бюджеты может привести к большой дыре, которую будет нечем закрывать. В России всего 15 регионов-доноров могут позволить взять на себя лишние расходы, все остальные и без того сидят на финансовой подпитке из центра. Ведь помимо этого, центр предлагает в ходе бюджетной реформы взять еще ряд полномочий (то есть расходов. - Прим. авт.) на себя.

Итак, помимо пяти положительных заключений на этот документ представили свои отзывы еще 67 субъектов РФ. При этом только 25 регионов представили отзывы и от законодательного, и исполнительного органов власти. В итоге, по думским критериям, получилось 5 положительных, 13 отрицательных заключений, мнения остальных регионов либо не выражены, либо законодательные и исполнительные органы имеют разные точки зрения. Подобная ситуация считается в Думе нормальной, а потому было решено голосовать за данный закон.

В принципе основная думская фракция, несмотря на наличие большого количества замечаний среди членов фракции, практически сразу высказалась за принятие документа. В частности, считает вице-спикер Госдумы Владимир Пехтин, "сама жизнь требует принятия этого закона, который позволит реально улучшить жизнь так называемых льготников, поднять их благополучие". По его мнению, принятие закона позволит решить серьезные макроэкономические проблемы. Настороженное же отношение людей к этому документу вызвано тем, что государство неоднократно обманывало своих сограждан и теперь они боятся, что "льготы отберут, а денежные компенсации прилипнут к рукам чиновников".

Госуправление Федеральный бюджет Бюджеты регионов Госдума