09.07.2004 01:50

Мотоциклы и байкеры

Оптимальный мотоцикл для начинающего
Текст:  Владимир Баршев
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №0 (3522)
Читать на сайте RG.RU

Назвать сейчас мотоцикл демократичным транспортом язык не поворачивается. Стоимость спортивного мотоцикла может доходить до 20 тысяч долларов. Средний "Харлей" - 25-30 тысяч. Попадаются отнюдь не раритетные, но, правда, эксклюзивные машины, цена которых доходит до ста тысяч "зеленых". На подобном трехколесном агрегате в 2000 году на открытии московского мотосезона был замечен тогда еще министр печати Михаил Лесин. Кстати, он, а также мэр Москвы Юрий Лужков и губернатор Самары Константин Титов входят в московский клуб владельцев "Харлеев" "Moscow Hogs" ("Московские кабаны"). Согласитесь, что внешний облик байкера значительно меняется. Вместо традиционных байкерских татуировок, кожаной одежды и длинных волос, в том числе и на лице, приходят холеные лица и дорогие куртки. Можете представить себе байкера в сопровождении охраны на бронированных джипах? Теперь есть и такое. Кстати, премьер-министр республики Татарстан Рустам Минниханов, наверное, единственный премьер-министр в мире, который добирается летом на работу исключительно на мотоцикле.

Не только политическая элита пересаживается с четырех колес на два. Популярный артист Дмитрий Певцов предпочел "чоперу" "классику" и приобрел "Ямаху".

- Я поборник функциональности, - говорит артист. - Зачем мне 150 сил в центре Москвы? Поэтому купил классический "Yamaha XJ600N". Чтобы доехать от дома до работы, мне хватает. А что касается разгона - все относительно. Моя "Ямаха" - мотоцикл не самый мощный, но запросто обставит "Porshe" на светофоре. Поэтому на ускорениях и скорости я не зацикливаюсь. Для меня в седле мотоцикла важно правильно переключиться, без ошибок затормозить. Важен процесс.

Владимир Пресняков-младший также большой любитель мототехники. Предпочитает "чоперы". Да и мотивация у него иная, в отличии от Певцова: "Это потрясающе, когда ветер и брызги в лицо, а ты летишь по дороге и жуешь паучков и мошек". Мотоцикл, по его мнению, должен быть большим, тяжелым, сверкающим хромом "Харлеем". Таким большим, с которого слезаешь и не можешь его удержать. Рассказывают, что с ним частенько случаются курьезы. Например, как-то раз он решил самостоятельно отремонтировать свою игрушку. Для начала снял глушитель и промыл его... в ванной. Затем неделю боролся с нефтяными разводами на фаянсе.

Специалисты утверждают, что бум мотоциклов начался в России в 2000 году. Тогда на рынок хлынули буквально потоком различные современные модели на любой вкус. Всего в России, по данным ГИБДД, зарегистрировано четыре миллиона триста тысяч мотоциклов. О сегодняшних предпочтениях в мотосфере "РГ" рассказывает автомеханик Ангелина Минаева.

- На рынке сейчас большой популярностью пользуются спортивные байки, - рассказывает Ангелина. - Народ предпочитает покупать "Ямахи". "Хонда" лучше, но "Ямаха" доступнее. Она и дешевле, и сервис по этой марке в нашей стране развит лучше. Плюс модельный ряд более разнообразен. У "Хонды" же - всего один салон в России, и она дороже в обслуживании. Последнее время интерес вызывает "Сузуки". Марка хорошая, но мотоциклы очень дорогие. Они по цене идут наравне с "Хондой", но движки похуже. По выбору моделей у них в основном спорт-байки.

- А наши старые мотоциклы "Уралы", "Явы", "Ижи"?..

- "Уралы" пока еще держатся на рынке. Но если, например, есть выбор, то понятно, что молодой человек купит себе иномарку 1990 года рождения, а не новый "Урал". Спрос на старые, некогда популярные советские модели мотоциклов уже сошел на нет. Это теперь епархия коллекционеров. Та же старушка "Ява" пользуется спросом только у любителей раритета. На рынке выбирают другие машины. Прогресс ушел далеко вперед, сейчас другие мощности, другие скорости, другие требования. Еще четыре года назад все было иначе. Тогда в газетах было множество объявлений типа: "Возьму "Яву" ("Минск", "Восход", "Иж") за реальные деньги". Сейчас в газетах их продают за копейки, но спроса уже нет. О "Минсках" и "Восходах" вообще говорить не приходится.

- А какие сейчас мощности народ предпочитает?

- Золотая середина - 95 лошадей. Сначала, как только иномарки появились на нашем рынке, брали в основном с объемом двигателя 600 куб. см ("шестисотки"). Во-первых, такие модели есть почти у всех представленных на рынке марках, во-вторых, "шестисотка" дешевле чем "литр" (так называют машины с двигателем, объем которого 1000 куб. см), а 95 лошадей ему вполне хватает. К тому же "шестисотки" легче, и у них больший крутящий момент. Но в последнее время наметилась гонка за литровыми движками. То ли с запасом берут, то ли чтобы "круче" выглядеть - не знаю.

- Есть расхожее мнение, что начинать надо с легких и маломощных мотоциклов...

- Да, почему-то большинство считает, что начитать надо с "четырехсоток" (400 куб. см). Я придерживаюсь другого мнения. Многих людей учила и имею какое-то представление. Если у человека есть деньги и есть возможность учиться, если он хочет, чтобы мотоцикл походил сезон-два, то даже "с нуля" ему надо покупать "шестисотку". Только надо брать более спокойную модель, классику какую-нибудь... Ни в коем случае не стоит начинать со "спорта"... Ну, "чопер" можно. Уже "эндуры" - они тоже считаются спортивными - требуют несколько иных качеств от седока.

"Шестисотка" - обычный мотоцикл, с него и начинать можно. А если кто-то хочет побыстрее, помощнее, чтобы покрасоваться, резко уйти от потока - это уже литровый двигатель. Но на такой мотоцикл надо садиться уже опытным наездником. В принципе "японцы" - мощные и быстрые, но они удобные в управлении, а поэтому на них тоже можно учиться. Но лучше все-таки начинать с классики.

- Какие мотоциклы нынче популярны?

- В первую очередь это спорт-байки. Спорт вообще нынче в моде. И не только в мотомире: лыжи, велосипеды, ролики, лошади. В общем, спорт, спорт, спорт. Даже кроссовые мотоциклы сейчас в ходу. Уже появилось много школ по мотокроссу. Бурно развиваются шоссейно-кольцевые гонки. И спортивные фирмы начали активную работу по продвижению байков в жизнь.

Спортивные мотоциклы - это пристрастие молодежи. Но не только: на Смотровой площадке (Москва, Воробьевы горы) в последнее время собираются люди старше тридцати, закоренелые гонщики. Большинство из них - бывшие спортсмены. На втором месте по популярности, наверное, классические мотоциклы.

"Эндуры" популярны тем, что позволяют ездить как угодно и где угодно. Пробка? Можно на бордюр вскочить и объехать. На нем можно и в дальнее путешествие отправиться ("в дальняк"). Например, "Африка Твин" от "Хонды" или "Транс-альп". Я сама на них по Москве езжу: очень удобно по колодцам прыгать, которые у нас посередине дорог растут, по канавам. Это оптимальный вариант.

А туристические и "чоперы" не для всех интересны, да и стоят дороже. Они популярны в основном у людей старше сорока. Удобны только для дальних поездок. Да и покрасоваться лишний раз. Но не всем по карману сейчас ездить на дальние расстояния... В общем, "чопер" уходит из моды. Байкерство в своем прежнем понятии остается вне интересов большинства. Сейчас пришло время "спортов".

- Ангелина, я впервые встречаю девушку, которая так разбирается в мотоциклах.

- Я с 12 лет на мотоциклах. Смотрю, общаюсь, изучаю. Хотела пойти учиться по ним, но такой специальности нет. Пришлось отучиться на автомеханика. Но по машинам работать мне не интересно. Хочется заниматься именно мотоциклами. У меня были предложения пойти консультантом в мотомагазин, но это мне тоже не интересно, хочется заниматься именно их ремонтом. Но вы сами знаете, как относятся у нас к девушкам-автомеханикам.

Словарь

"ЧОПЕР" - мотоцикл с длинной вытянутой "вилкой". Рогатый руль, обрубленный зад. На нем хорошо ездить на дальние расстояния. Удобная посадка, вперед не надо наклоняться. На него удобно вьючить чемоданы. Но по городу - низкая маневренность, плохо вписывается в повороты.

"ЭНДУРО" - мотоцикл двойного назначения. Был бы четырехколесным, назвали бы джипом. Выехал на проселочную дорогу и не заметил этого - как по трассе идет. Внешне - смесь кроссового мотоцикла с классическим.