09.07.2004 01:00
В мире

Почему в израильской армии нет "дедовщины"

Почему в израильской армии нет "дедовщины"
Текст:  Захар Гельман
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №0 (3522)
Читать на сайте RG.RU

Здравствуй, старина!

Время движется неумолимо, и вот, представь себе, моя дочь, которая, казалось бы, только вчера здесь, в Израиле, пошла в первый класс, уже готовится выполнить свой гражданский долг. В России в таких случаях говорят: "Ему светит армия". Здесь армия по сути светит всем молодым людям, невзирая на пол.

В России в лихую годину солдатками называли жен солдат. В Израиле солдатка - это девушка-солдат. Солдаток берут во все части, включая боевые. Однако непосредственно на боевые операции солдаток не берут. Чаще всего они проходят специальные курсы и становятся инструкторами, обучающими новобранцев. Тем не менее в составе ВВС Израиля есть несколько летчиц. Дочка тоже видит себя за штурвалом самолета, но нам, родителям, такая перспектива душу не греет.

Любой израильский школьник мечтает попасть на срочную боевую службу в боевые части. И дело здесь не в элитарности таких частей. Израильтяне с младых ногтей воспитываются в понимании того факта, что армейская служба действительно почетна и необходима стране. Пожалуй, именно солдат - самый уважаемый член общества на Земле обетованной.

Ты как-то говорил о преимуществах армии, состоящей из контрактников, мобильной и высокопрофессиональной. Несомненно, у такой армии свой резон. Но, согласись, армия, состоящая из контрактников, не может называться армией всего народа. В критические моменты стране все равно придется возвращаться к призыву. А Израиль постоянно находится в состоянии конфликта со своими соседями, особенно с Палестинской национальной автономией.

В чем главное отличие солдата-контрактника от призванного на военную службу? Контрактник получает достойную зарплату и обладает рядом привилегий. У израильского солдата, который контрактником не является, огромные привилегии. Главная заключается в том, что он, только отслужив срочную службу, может начать работать.

Отслужившим в армии министерство обороны оплачивает два года обучения в университете и предлагает выгодные условия банковских ссуд для открытия бизнеса и покупки жилья. Кроме того, каждый демобилизованный солдат получает 15 тысяч шекелей (около трех тысяч долларов) на текущие нужды. Разумеется, и в процессе службы солдат получает денежное довольствие - от четырехсот до семисот шекелей ежемесячно. Причем солдат, не имеющий в стране родителей и близких родственников, получает денежное довольствие в два раза больше остальных. В увольнительных он живет на квартирах, специально снятых для него соответствующими армейскими службами. Вряд ли стоит говорить о таких очевидных вещах, как бесплатный проезд военнослужащих в общественном транспорте. Расходы на питание и одежду у них, разумеется, никто не высчитывает. Не возбраняется здесь также остаться на сверхсрочную службу. Однако обычно привилегию отбора сверхсрочников командование оставляет себе.

В Израиле нет и не может быть "дедовщины". В иврите даже такое слово отсутствует. Когда лет пять назад тройка спевшихся "русских" парней только попыталась насадить в одной роте нечто подобное, то, во-первых, новоявленные "деды" тут же сели за решетку, во-вторых, роту расформировали, а в-третьих, ряд высокопоставленных офицеров, не заметивших неуставных отношений во вверенных им подразделениях, ушли в отнюдь не почетную отставку.

Государство бережно относится к своим солдатам. В уставе израильской армии, единственной в мире, командир может приказать идти в бой только командой: "За мной, вперед!" Поэтому в ЦАХАЛе погибают много офицеров, даже старших командиров. Полковник Дрор Вайнберг, командир бригады "Иегуда" ("Иудея"), погиб 15 октября 2002 года, атакуя во главе своих солдат банду террористов в Хевроне. Подполковник Эяль Вайс, командир спецподразделения "Дувдеван" ("Вишня"), погиб 15 февраля того же года у деревни Сайда, прикрывая отход своих раненых подчиненных.

Раз я коснулся в письме погибших и раненых, то просто обязан рассказать тебе об Эдуарде Короле. Этому "русскому" парню долго отказывали в зачислении в спецназ "Гивати". Дело в том, что у него поначалу был невысокий, как здесь говорят "профиль", определяемый состоянием здоровья и физическими возможностями. Парень тем не менее не отчаивался, много тренировался, даже получил какие-то спортивные разряды. В конце концов он попал в легендарную бригаду "Гивати". Эдуард участвовал в ряде армейских операций, проявил мужество и высокую солдатскую выучку. Однако 7 марта 2002 года двадцатилетний сержант Эдуард Король был убит выстрелом в спину в деревне Туль-Карем. Подарок, который Эдуард приготовил своей маме на день 8 Марта, вручили ей его сослуживцы. Кстати, должен тебе сказать, что никто не имеет права опубликовать фамилию погибшего военнослужащего или гражданского лица, если предварительно об этой трагедии не были уведомлены самые близкие родственники, даже если они проживают в других государствах.

Раненые и получившие инвалидность военнослужащие находятся на полном обеспечении государства. У них высокие пособия и пенсии. Но главное даже не в этом. Общество заинтересовано в том, чтобы молодой человек, получивший инвалидность, не чувствовал себя изгоем. Вот тебе пример. Сержант той же бригады "Гивати", выходец с Кавказа Бенцион Авадиев, получил тяжелейшие ранения. В бою ему оторвало левую ногу и искалечило левую руку. Он долго лечился. Ему сделали специальные протезы, и теперь он оканчивает университет.

Не знаю, может быть, ты удивишься, но маленький Израиль - многонациональное государство. Здесь 80 проц. населения - евреи, а остальные 20 проц. - вавилонское столпотворение. В армию не призывают только арабов, ибо еще во времена воссоздания государства в 1948 году посчитали аморальным заставлять араба поднимать руку против своих собратьев.

В данном случае я имею в виду только национальный аспект, ибо черкесы и бедуины по вероисповеданию, как и арабы, мусульмане, в армию призываются. Более того, многие из них остаются в армии и на сверхсрочную службу. Среди них немало высших офицеров и даже генералов. То же самое можно сказать о друзах, небольшом по численности народе, в религии которого сплелись элементы ислама, христианства и иудаизма.

К слову сказать, бригадой "Гивати" командует друз Армиад Парс. Еще один друз по происхождению бригадный генерал Юсуф Мишлев - начальник службы тыла ЦАХАЛа. О представителях разных христианских течений и говорить нечего - среди 20 проц. израильских военнослужащих, родившихся на территории бывшего СССР, много православных.

Религиозная сфера всегда интимна. Здесь требуется особая чуткость. Тем более в армии. В израильской армии кроме военных раввинатов существует должность и армейского имама. Не за горами и введение должности армейского попа. Показательно, что после принятия присяги солдат вправе сам себе выбрать в подарок или Тору, или Коран, или Евангелие.

Израиль