Мысль заставить оружие петь у жителя сельского совхоза "Гигант", что в Ростовской области, родилась почти шестьдесят лет назад. Дело было под Казанью, где Матушкин служил командиром отделения разведки.
- Я лежал в окопе с моим боевым другом - автоматом Калашникова и спрашивал его: "Ну что ты можешь делать? Напугать, устрашить, ранить, убить? У тебя ведь всегда одна и та же мелодия смерти... та, та, та", - вспоминает Петр Петрович. - Лежал я и думал, чем же мне ему помочь, чему бы еще полезному его научить? И возникла у меня идея обучить его музыкальной грамоте. К ложу автомата я привязал свой котелок - а он был звонкий - и натянул через него кусочек струны из кабеля. Затем нашел простой способ натяжения. Вырезал колышек, вставил его в канал ствола и с его помощью натянул струну.
Ударил Матушкин по струне палочкой, получился довольно устойчивый звук. Потом металлической ложкой он стал придавливать струну в разных местах и получил разные звуки, напоминавшие гавайскую гитару. Передвигая ложку по струне и ударяя по ней палочкой, новоиспеченный музыкант быстро освоил несколько шлягеров. Первой была легендарная "Катюша", затем "Сулико", "Синий платочек" и десятки других знаменитых фронтовых песен.
- Тогда я очень боялся выдать свой секрет, - признается Петр Матушкин. - Ведь кто же меня похвалит за эту проделку: боевой автомат превратить в музыкальный инструмент. Хотя я и не нарушил его боевых свойств. Помня, что такое изобретение строго наказуемо, я разбирал музыкальное устройство за две-три секунды.
И все же коллеги-разведчики как-то выследили "балалаечника". Первый свой концерт Матушкин дал в землянке узкому кругу полкового начальства. Хотя генералам музыка понравилась, они строго-настрого велели исполнителю быть тише воды, ниже травы:
- Смотри, сукин сын, чтоб дальше не пошло.
Но, как ни старался "автоматчик", дальше - пошло-поехало. Сначала были представления для однополчан, потом для местных школьников. После окончания войны Матушкин выступал в Центральном доме художника и Георгиевском зале Большого Кремлевского дворца. Ему довелось встречаться с Леонидом Утесовым и Львом Ошаниным, танцевать с совсем еще юной Гурченко и аккомпанировать внучке Громыко - Екатерине Лычевой. При этом для пущего эффекта он давал в потолок короткие очереди пыжами.
А когда в стране начались террористические акты, боевой автомат у Матушкина конфисковали. Теперь сельчанин играет на деревянном макете АКМ, снабдив его стареньким усилителем.
...Три года назад врачи приговорили изобретателя к смерти, а он взял и сам вылечил себя от рака.
- Мед - это солнце на столе, а виноград - вселенская сгущенка. Ты кушай божие пюре, и заживет твоя печенка, - вот так, в стихах, Матушкин сформулировал рецепт своего лекарства.
Ну и, конечно, музыка помогла, хотя она не единственное увлечение Петра Петровича. Он и виноградарь, и специалист по ландшафтному дизайну, комбайнер, авиамеханик, недоучившийся историк, поэт и художник. И все же самое заветное желание этого необычного человека, причем уже много лет, - натянуть поющие струны на все виды оружия.
- На 37-миллиметровую пушку уже надевал - до 6 октав выдает инструмент, - хвастается Матушкин. - Возможно, следующим зазвучит танк.
Остается добавить, что на родине "Калаша-балалайки", в Казани, задумали познакомить Петра Матушкина с конструктором Михаилом Калашниковым. Говорят, местная студия телевидения намерена снять целый фильм об этой, можно сказать, исторической встрече.