По опросам ВЦИОМ выяснилось, что по большинству позиций ожидания населения расходятся с теми благотворительными программами, которые осуществляют российские компании. Россияне ожидают от бизнеса существенных усилий в социальной сфере, большинство же компаний, по мнению опрошенных, стремятся ограничиться "облегченным" вариантом меценатства.
Как показали результаты опроса ВЦИОМ, россияне ждут от крупного бизнеса при решении социальных проблем создания новых рабочих мест (65%), предоставления дополнительного "социального пакета" работникам своих предприятий (33%), участия в строительстве городских социальных объектов (24%), благоустройстве городов, поселков (19%).
Выходит, что россияне ждут от бизнеса решения проблем, совсем не противоречащих его целям, сути и природе, это не что-то навязанное извне, как шефство над колхозными полями в 70-е, а его непосредственная ответственность.
Фонд "Общественное мнение" провел экспертные интервью на эту же тему, обнаружив "прагматические" и "морализаторские" подходы опрашиваемых. Многие из экспертов считают, что социальная ответственность бизнеса - это своевременная и полная уплата налогов, законопослушность. По мнению ряда экспертов социальная ответственность бизнеса заключается в производстве качественных товаров и услуг. Ряд экспертов связывают социальную ответственность с социальной политикой на предприятии. Иногда бизнесу предписывается не только честно выполнять свои экономические обязательства перед обществом, но и формировать среду, социальную инфраструктуру, благоприятную для эффективного предпринимательства.
Большая часть "морализаторов" понимают социальную ответственность бизнеса как благотворительность: от предпринимателей ожидают как непосредственной помощи нуждающимся людям, так и поддержки крупных социальных проектов.
Заметен и такой подход - богатые должны "делиться". Акцент здесь делается не на щедрость и душевную отзывчивость состоятельных людей, а на их долг перед обществом.
"...Нельзя комфортно жить в бедной, нищей, озлобленной стране....Если ты богат, на тебя богатство накладывает некие обязательства - естественно, добровольные. Да и в принципе исполнение этих обязательств тоже идет на пользу бизнесу: страна становится спокойнее - бизнес спокойнее" (эксперт, Красноярск).
Часть экспертов сочувствовали бизнесменам и опасались, что социальная ответственность бизнеса превратится в "социальное отягощение".
"...То, что в это понятие вкладывается, меня иногда начинает раздражать. Социальная ответственность бизнеса все чаще начинает восприниматься двояко. На уровне снизу делиться надо, причем делиться по-дикому: все раздергаем - и все. А с точки зрения чиновника, причем не высшего федерального уровня, а муниципального, городского: вот надо, надо, дай туда, дай сюда! При этом собственная недееспособность прикрывается. ...Это какое-то социальное отягощение" (эксперт, Брянск). "...Их постоянно теребят, у них требует администрация и городская, и областная - это такой узаконенный рэкет - то ко Дню города, то для ветеранов, то дни германо-советской дружбы, то еще что-то. ...В принципе у меня отношение к этому двоякое, я считаю, что они, конечно, должны помогать и у них должна быть общественная ответственность за свое богатство, за то, что они поимели... я не хочу сказать, что нечестно, но легко. Но, с другой стороны, мне их искренне жаль, потому что они ...попали в такую переделку". (Эксперт, Владимир).