09.07.2004 03:00
Экономика

Борьба за надгробные памятники

Кто хочет лишить ветеранов права на достойный памятник?
Текст:  Сергей Васильев
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (3523)
Читать на сайте RG.RU

А причина в том, что многочисленные ритуальные фирмы и частные предприниматели жульничают, воруют эти деньги, изготавливают низкосортные памятники, да еще и бросают их на могилу без установки. В качестве примера генерал привел письмо Ростовского облвоенкома о том, что 27 местных предпринимателей изготавливали за счет средств Минобороны РФ памятники из мраморной крошки, бетона и даже из пластмассы. Аналогичные жалобы шли и из других регионов. От имени ветеранов, вдов и близких родственников умерших и погибших председатель Комитета просил военное ведомство усилить контроль за качеством ритуально-похоронных услуг, оплачиваемых из бюджета.

Получив обращение, министр обороны Сергей Иванов распорядился адекватно отреагировать на острую ситуацию. В соответствии с Законом о конкурсах на размещение заказов для государственных нужд и указом президента о мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов минобороны провело открытый конкурс. Конкурсная комиссия признала победителем Военно-мемориальную компанию. С ней минобороны в июне 2002 года и заключило договор на оказание услуг по изготовлению и установке памятников. Были разработаны и утверждены типовые образцы памятников за 8 и 12 тысяч рублей только из мрамора или гранита с гравировкой надписей по желанию родственников и обязательной установкой на могиле.

Контроль за качеством мемориальных услуг и правильностью использования бюджетных средств был возложен на Военно-мемориальный центр в составе Генерального штаба.

Но такое положение понравилось далеко не всем. Многие "предприимчивые" люди оказались не у дел. Причем не только среди ловкачей от ритуала, но и работников военкоматов. Так, за мошенничество с присвоением 600 тысяч рублей, отпущенных на памятники, Пермский гарнизонный военный суд осудил на пять лет колонии работника облвоенкомата майора Е. Конышева. Со злоупотреблениями в военкомате Тульской области разбираются военные прокуроры.

Некоторые предприниматели, почувствовав себя отодвинутыми от "бюджетного пирога", пошли жаловаться в суд. ООО "Военно-ритуальный комплекс" из Йошкар-Олы, возглавляемое А. Поляковым, обратилось в Арбитражный суд Москвы с иском к минобороны, обжалуя конкурс и его результаты. Однако суд под председательством судьи Н. Непомнящего ничего незаконного в процедуре и итогах конкурса не нашел, более того, подтвердил, что в соответствии с Законом о конкурсах минобороны "было вправе и обязано разместить заказы путем открытого конкурса". Позднее правоту МО подтвердила апелляционная инстанция и Федеральный арбитражный суд Московского округа, оставившие вердикты предыдущих инстанций без изменений.

Не найдя поддержки в суде, хозяева "Военно-ритуального комплекса" пошли в министерство антимонопольной политики с жалобой, что их права ущемляют МО и ВМК, "в результате чего имеет место ограничение конкуренции". Какие убедительные аргументы они привели, сказать трудно, но 18 ноября 2003 года из МАП России вышло предписание "О прекращении нарушений антимонопольного законодательства". Документ предписывал МО и ВМК прекратить совершать согласованные действия, отменить ряд директив и указаний Генштаба, не отказываться от услуг других изготовителей памятников, то есть, попросту говоря, вернуть все на прежние рельсы. Руководители некоторых территориальных управлений МАП стали выносить аналогичные предписания военным комиссарам.

Те начали обращаться в суды. Арбитражные процессы прошли в Башкортостане и Татарстане, Пермской, Рязанской, Ростовской, Тюменской, Кировской, других областях. И повсюду, в том числе апелляционными и кассационными инстанциями, доводы теруправлений были отвергнуты.

Приведем характерную выдержку из решения Арбитражного суда Кировской области, рассматривавшего дело по заявлению облвоенкома. "Действия военного комиссариата...не ограничивают права юридических лиц на осуществление деятельности по изготовлению и установке памятников, не препятствуют приему от физических лиц заказов... При этом физические лица, заключившие такие договоры и оплатившие выполненные работы, не лишаются возможности компенсировать произведенные ими затраты через военный комиссариат".

Как поясняет руководитель юридической службы ВМК, заслуженный юрист РФ Александр Сирык, родные или родственники любого погибшего (умершего) военнослужащего, ветерана, участника войны могут обратиться в любую по их выбору организацию, где и заказать памятник. Когда работа будет выполнена, они должны представить в военкомат документы о расходах, и военкомат оплатит их. Минобороны четко расписало порядок оплаты и обязало военный комиссариат субъекта осуществлять контроль за полнотой и качеством оказанных услуг, обоснованностью расходования денежных средств на их оплату.

Если же родственники захотят получить деньги якобы на памятник, военком вправе им отказать и предложить безвозмездно изготовить его в организации, с которой минобороны заключило договор. Этот порядок был определен на основании постановления правительства РФ от 1 октября 2002 года, исключившего прежнюю норму о выплате компенсации взамен надгробного памятника.

Вроде бы после стольких детальных рассмотрений проблемы в судебных инстанциях вопрос можно считать исчерпанным. Но у МАПа была, очевидно, особая точка зрения - вышло поручение правительства РФ от 31 марта 2003 года: минобороны, совместно с минэкономразвития, минюстом и минфином рассмотреть письмо-обращение тогдашнего министра И. Южанова к главе правительства относительно ситуации на рынке ритуально-похоронных услуг. Рассмотрели. Пришли к выводу, что ритуально-похоронное беспечение военнослужащих представляет собой дополнительные государственные гарантии достойного погребения лиц, имеющих особые заслуги перед государством, и не может оказывать влияния на конкуренцию.

Тем не менее дело о "монополии" минобороны и ВМК снова оказалось в суде. В Московском арбитражном, том самом, что уже вынес свои вердикты. Но что удивительно, на сей раз суд сделал поворот на 180 градусов, вынеся решение о законности предписания МАП об ограничении конкуренции на данном рынке. Начальник Генерального штаба генерал армии Анатолий Квашнин в своем ответе бывшему антимонопольному министру Илье Южанову, исполняя поручение правительства, сообщал, что согласно данным Госкомстата в России умерло в 2001 году 2254, 9 тысячи человек, и в 2002 году - 2331,4 тысячи человек.

Военно-мемориальная компания устанавливает в среднем по 87 тысяч памятников в год. Таким образом, на ее долю на всей территории России приходится менее 4 процентов. Какое же это ограничение конкуренции?

В военном ведомстве предположили, что, может быть, "Военно-ритуальный комплекс", инициировавший изначальное судебное разбирательство, несправедливо обижен тамошним военкоматом? Запросили Йошкар-Олу. Официальный ответ военного комиссара Республики Марий Эл генерал-майора А.Самсонова ошарашивает: следственным отделом СУ при УВД республиканской столицы возбуждено уголовное дело по факту мошеннических действий работников этого ООО, в ходе расследования установлено более 100 фактов представления "Военно-ритуальным комплексом" подложных документов в республиканский военкомат и установлен размер хищения денежных средств на сумму около 500 тысяч рублей. Есть за что биться на поле "ограничения конкуренции". МАП репутация "обиженного" предпринимателя не смутила.

30 июня 2004 года Владимир Говоров снова был вынужден обратиться с просьбой о защите государственных гарантий для ветеранов, теперь уже в Генеральную прокуратуру.

Товары и цены Бизнес Минобороны