- Владимир Николаевич! На слуху сейчас так называемое дело Авекова - бывшего зам. руководителя департамента имущества столицы. Его арест прокурор Анатолий Зуев объясняет стремлением правоохранительных органов остановить московские власти, распродающие по дешевке городское имущество.
- Я не согласен с таким обвинением. Объясню, почему. Авекова обвиняют в том, что он подписал распоряжения на продажу трех объектов недвижимости без конкурса. Но право арендаторам выкупать занимаемые помещения безо всяких конкурсов дала Мосгордума. Постановление на этот счет она приняла во исполнение Указа президента РФ, изданного в 1996 году. В 2000 году прокуратура уже пыталась оспорить решение Мосгордумы, но проиграла. Верховный Арбитражный суд РФ признал законность московского законодательства и поставил в споре точку.
Теперь о ценах. Если бы правительство Москвы руководствовалось федеральной программой приватизации, то продавало бы недвижимость по 40 долларов за квадратный метр, а оно брало в среднем по 300 долларов за метр. Потому и указ-то ельцинский появился, что Лужков добился у президента права для столицы действовать в соответствии с собственными правилами. Экспертиза, проведенная с участием федеральных специалистов, показала, что Москва действовала строго в рамках законов тех лет. Что же касается зданий, фигурирующих в деле Авекова, то они были проданы после дефолта, в полуразрушенном состоянии...
- Ваши аргументы больше напоминают теоретический спор. Каковы перспективы у этого дела?
- Я действительно считаю, что возникшие разногласия относятся к гражданскому законодательству. Если следовать предложенной логике, надо отменять не три сделки, в которых обвиняют Авекова, и не 90, документы которых также изъяты на проверку, а все более 8 тысяч сделок общей площадью 3,1 миллиона квадратных метров, совершенных за эти годы в Москве. Объявить национализацию или реституцию и продавать все заново.
- Сделки - сделками. Но человек-то в Бутырке! К нему применена самая строгая мера пресечения. В чем дело?
- О том, что мера пресечения неадекватна, публично высказывался и мэр, и вице-мэр. Особенно, если учесть, что обвиняют Авекова не в преступлении с корыстной целью, а в превышении служебных полномочий. Да и это обвинение весьма спорное, так как распоряжения, подписанные Авековым, суд не отменил. Изучив положенные в основу обвинения факты, юристы пришли к выводу, что с его стороны вообще нет нарушений закона. Адвокаты сейчас подали жалобу в Московский городской суд с просьбой изменить меру пресечения, который должен был ее рассмотреть в течение десяти дней. Но из-за того, что судья вовремя не передал необходимые материалы, дело рассмотрят лишь на этой неделе.
- Владимир Николаевич! Но ведь и само правительство Москвы не удовлетворено эффективностью управления городским имуществом. Этим мэр объяснил кадровые перестановки во главе и экономического блока, и департамента имущества.
- Да, прежде чем назначить меня на это, как шутят коллеги, расстрельное место, Юрий Михайлович четко сформулировал главное требование к политике города в делах имущественных. Это абсолютная прозрачность.
- И как же ее добиться?
-С помощью конкурсов и аукционов, на которых будет продаваться имущество, сдаваться в аренду недвижимость, размещаться горзаказы. Первый аукцион по продаже права аренды в шесть лотов состоится через три дня, 15 июля. Пройдет он по новой схеме. Если раньше фирма или предприятие просто платили и получали за право аренды, то теперь определяется рыночная арендная ставка. Кто заплатит дороже, тот и выиграет. Таким образом, в течение четырех-пяти лет правительство Москвы намерено целиком завершить переход на рыночные ставки. Пока же реальная ставка аренды в городе - 270 долларов за квадратный метр, а средняя цена, рассчитанная по нашей методике, - 72 доллара.
- А почему сорвался первый аукцион по определению инвесторов первых трех высоток из "Нового кольца" Москвы?
- Были тому объективные причины. Строители признались потом, что они не уверены в том, будут ли москвичи покупать квартиры, скажем, на шестидесятом этаже. Небоскребы для Москвы - дело новое. Но и мы перемудрили в стремлении обезопаситься от фирм без опыта возведения высоток. Да и перепродажи лотов боялись. Поэтому потребовали от каждого участника аукциона банковскую гарантию, что есть у него средства на такой дорогостоящий объект. А гарантия, между прочим, тоже денег стоит. Выиграешь или нет - бабушка надвое сказала, а убытки понесешь. Поэтому все пришли с так называемыми комфортными письмами о том, что в случае выигрыша банк такой-то гарантию даст. В результате нами же поставленное условие оказалось не соблюдено. Аукцион пришлось перенести на 19 августа. Позже выяснилось еще одно. Оказывается, какие-то фирмы сочли свое участие в аукционе бессмысленным, поскольку думали, что его проведение - пустая формальность, а на самом деле все давно поделено.
- А это было не так?
- Да что вы! Тем, кто делился со мной такими сомнениями, я потом сказал: потому и провалился аукцион, что вы не приняли в нем участия. Ведь чем больше участников, тем выше цена каждого объекта. Поэтому наша заинтересованность в этом прямая.
- Не кажется ли вам, что недоверие москвичей симптоматично? Михаил Белый, позвонивший в "РГ", рассказал, как он пытался узнать результаты конкурса по продаже участков под строительство гостиниц. Сколько чиновников обзвонил, все молчали, как партизаны.
- Вот потому по инициативе мэра и создан тендерный комитет. Отныне ему передаются все инвестиционные конкурсы, которые будут проводиться в Москве. С 1 августа передадим туда же и торги по городскому заказу. Руководитель экономического комплекса Юрий Росляк держит этот очень важный для Москвы проект на личном контроле. Судите сами. Одна площадка, расположенная в Зачатьевском переулке, единый информационный ресурс. Каждый желающий придет туда или откроет сайт и узнает, когда что продается, по какой стартовой цене.
- Что это даст городу?
- Надеемся, немалую выгоду, не говоря уже о доверии горожан. В прошлом году Москва получила 5 миллиардов рублей от продажи недвижимости и 8 миллиардов - от сдачи помещений в аренду. В этом году планируем получить 11 миллиардов рублей от аренды, а продажу резко ограничить. Дело в том, что город продал уже свыше 10 миллионов квадратных метров нежилых помещений. Сейчас пришла пора восполнить их потерю. Решено теперь продавать не более половины вновь вводимых площадей. Восполняемые доходы, которые дает аренда, очень важны для бюджета, так как в ходе налоговой реформы доходы города сократились на 140 миллиардов рублей. Мы же не можем позволить себе просто вздуть арендную плату.
- Кстати, повысится ли плата за офисы для общественных организаций, которым и так их тяжело содержать?(Татьяна Терентьева).
- Еще раз повторяю: ставки будут повышаться очень плавно в течение пяти лет, приближаясь к рыночным. Для льготников определен ограничитель роста цен - не более 25 процентов в год. Это касается и общественных организаций.
- Внесите, пожалуйста, вообще ясность со льготами при предоставлении помещений в аренду. Кому положены? Кто их дает?
- Льготы нас просто захлестнули. Арендаторы, которые ими пользуются, занимают 57 процентов имеющихся у столицы площадей. Бюджет на этом недобирает 9 миллиардов рублей. Для того чтобы не было волюнтаризма и почвы для злоупотреблений, мэр давно запретил давать льготы индивидуально, скажем, предпринимателям Иванову или Петрову. Постановлением правительства утверждены 18 категорий организаций, которые имеют право на льготы в 2004-2005 году. Там же определены расчетная цена и корректирующий коэффициент.
- Ну, а льготники получают помещение по дешевке, а затем сдают его в субаренду. Этим и живут.
- Серьезная проблема. Мы посчитали, что на этом город теряет еще 3 миллиарда рублей, а по оценке риэлтеров - и все 6. Поэтому сейчас принято решение, запрещающее с 2005 года зарабатывать на городской собственности, полученной в аренду по льготной цене. Тот, кто нарушит его, будет как все получать площадь с аукциона.
- Что ожидает ГУПы?
- Будем приватизировать, пусть работают в нормальной конкурентной среде. Из имеющихся сейчас 1300 ГУПов к концу года должно остаться 809, а в течение трех лет - 550. Это те, которые жизненно необходимы городу, вроде естественных монополистов - Мосводоканала, Мосметрополитена, Мосгортранса и других. Медленное сокращение мы предпочитаем потому, что не хотим обвала рынка, не хотим избавляться от собственности города за бесценок. Продадим, но дорого!
- Пакеты акций в АО, принадлежащие Москве, тоже выбросите на торги?
- Тут подход другой. Есть собственность, она приносит городу хороший доход. Значит, будем холить и лелеять ее. Нет дивидендов, сплошные расходы? Продадим. Например, есть у нас 128 акционерок, а дивиденды платят лишь 10. Повлиять на улучшение их работы город не может, так как акций у него меньше блокирующего пакета. Ну и зачем они нам?
- Распродажа скоро?
- Наверное, в будущем году. Надо подготовиться. Скажем, продадим аптеку, а вдруг вместо нее откроют винный магазин, а микрорайон останется без лекарств? Чтобы этого не случилось, имеет смысл создать 5, 6 или 7 холдингов и продавать нерентабельные аптеки на специализированных конкурсах для сетей, профессионально занимающихся торговлей медпрепаратами.
- Владимир Николаевич! Малые предприятия опасаются, что не выдержат конкуренции с акулами бизнеса.
- Да, у нас на эту тему немало происходило споров с департаментом поддержки и развития малого предпринимательства. Смотрите, что получается. В Москве 200 тысяч малых предприятий, из них 12 тысяч арендуют помещения у города по льготным ценам. Это - 6 процентов от общего числа. Остальные 94 процента располагаются в помещениях, нанятых по рыночным ценам. Но кто скажет, почему льготами пользуются именно эти 6 процентов, а не другие? Мне кажется, что ради справедливости надо поступать иначе. Выделить квоту помещений, предоставляемых малому бизнесу со скидками, а затем решать, услуг каких предприятий в данный момент больше всего не хватает москвичам. Вот те и поддерживать. Но тоже лишь в порядке конкурса. Тому, кто предложит лучшие условия, кто будет работать так, чтобы и за аренду расплатиться, и зарплату работникам платить, и налоги, да еще и самому чтобы внакладе не остаться. Халявщики, как известно, работают плохо.
- А тех, кто сейчас занимает эти помещения, что же, выселят?
- Я говорю лишь о вновь освобождаемых площадях и их распределении. Принудительно никого выселять и раскулачивать не собираемся.
- Поясните, пожалуйста, что за санаторий и для кого купила Москва в Абхазии, который недавно пообещал конфисковать президент Грузии Михаил Саакашвили. Для чиновников правительства Москвы?
- Ну, лично я вообще не езжу по санаториям. По мне самый лучший отдых - погонять в выходные в футбол со старыми друзьями. А в отпуск, например, взять жену, детей и махнуть на паруснике. Я ведь имею мастерский разряд по парусному спорту. Что касается санатория в Абхазии, то Москва ничего там не покупала. Понимаю желание Михаила Саакашвили конфисковывать что бы ни было. Но на конфискациях экономику страны не построишь. Сегодня ты конфискуешь, а завтра - у тебя... У правительства Москвы другая позиция: чтобы москвичам жилось хорошо, надо развивать производство и бизнес.
Кто в Москве имеет право на льготы?
Постановлением правительства Москвы утверждены 18 категорий предприятий и организаций, которые в 2004 году имеют право на льготы по оплате, если они арендуют помещения у города. Публикуем их перечень, а также утвержденную в этом же документе схему расчета для каждой категории арендаторов. Чтобы узнать цену одного квадратного метра, нужно расчетную цену (в скобках) умножить на корректирующий коэффициент (К кор).
К кор =0,5 (средняя ставка арендной платы -1200 рублей за 1 кв. м в год)
1. Субъекты малого предпринимательства, включенные в Реестр малого предпринимательства г. Москвы.
2. Предприятия оптового звена, реализующие плодоовощную продукцию.
3. ГУПы и организации, осуществляющие работы по городскому и государственному заказу (не менее 70 процентов в общем объеме выполняемых работ). Медико-санитарные части профессиональной патологии при промпредприятиях.
К кор = 0,3 (средняя ставка - 717 руб. за кв. м в год).
4. Негосударственные общеобразовательные организации, имеющие лицензию на образовательную деятельность.
5. Госпредприятия и некоммерческие организации, осуществляющие работу с населением в области культуры и спорта.
6. Предприятия бытового обслуживания.
К кор =0 (мин. арендная ставка - 690 руб. за кв. м в год).
7. Организации, содержание которых финансируется из бюджетов разных уровней (не менее 70 процентов от общего объема финансирования).
8. Общественные организации и объединения, в т. ч. национально-культурные (землячества, союзы, ассоциации, фонды), партии, общественные движения и союзы, зарегистрированные как общественные организации.
9. Предприятия легкой промышленности и предприятия, применяющие труд инвалидов с численным составом инвалидов не менее 50 процентов от числа работающих.
10. Предприятия бытового обслуживания, субъекты малого предпринимательства, включенные в реестр города Москвы.
11. Организации, образующие инфраструктуру поддержки малого предпринимательства, утвержденную нормативно-правовыми актами правительства Москвы.
12. Предприятия розничной торговли, осуществляющие торговлю хлебобулочной, плодоовощной, молочной продукцией, диетическим и детским питанием, аккредитованные социальные магазины, книжные магазины, учебные коллекторы, предприятия общепита, осуществляющие организацию питания общеобразовательных учреждений, малообеспеченные слои населения - на площадь, пропорциональную объемам льготной торговли и обслуживания.
13. Подрядные организации, занятые на работах в жилищном фонде, - на площадь, занимаемую в производственных целях.
14. ГУПы, занятые на работах в сфере городского хозяйства, ресурсоснабжающие и получающие дотации из бюджета разных уровней; осуществляющие грузовые и пассажирские перевозки по основному виду деятельности; дорожно-коммунального хозяйства, озеленения и благоустройства; научно-исследовательские и проектные; созданные для выполнения функций городского заказчика; созданные для осуществления расчетов и сбора коммунальных платежей с населения.
15. ГУПы, аптечные предприятия г. Москвы.
16. Объединение ветеринарии г. Москвы и его территориальные подразделения.
17. Инвалиды ВОВ и приравненные к ним по льготам инвалиды, инвалиды вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и приравненные к ним по льготам инвалиды, инвалиды других категорий, родители детей-инвалидов - арендаторы гаражей.
18. Творческие союзы, зарегистрированные в установленном порядке.