Итак, на прошлой неделе российские законодатели одобрили сразу в трех чтениях поправки в Закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма". О том, что такой закон будет принят, россияне знали уже давно. Не раз об этом предупреждал глава Федеральной службы по финансовому мониторингу Виктор Зубков. Мероприятие это долгое время казалось гражданам чисто техническим: Россия сражалась за то, чтобы быть исключенной из списка неблагополучных стран, а вернее, тех государств, которые занимались отмывкой "грязных денег". А подобный закон как раз и ложится в русло требований FATF. И хотя речь идет в нем о "грязных деньгах" и их отмывании, на самом деле он означает контроль над доходами россиян.
Напомним, что в конце 90-х годов в обязанность налоговиков стало вменяться контролирование доходов и расходов граждан. Под понятие крупных покупок сразу попали квартиры, дачи, иномарки, акции и т.д. Предполагалось, что налоговики, сверив доходы и расходы, смогут обнаружить недосдачу казне в виде не полностью уплаченного подоходного налога. Понятно, что граждане, получающие зарплаты в конверте и решившие, к примеру, прикупить квартиру, попадали на прицел к налоговикам. Однако закон так и не заработал по причине отсутствия механизмов, с помощью которых можно было "прищучить" недобросовестного налогоплательщика. К слову сказать, самые распространенные объяснения для налоговиков звучали так: деньги достались от бабушки в наследство, занял у друзей, теперь всю жизнь расплачиваться придется. И вот в прошлом году было принято решение отменить контроль за покупками граждан. Все вздохнули с облегчением, но, видно, рано радовались...
Закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" на самом деле мало чем отличается от своего предшественника. В нем только расширен круг тех, в чьи обязанности входит предоставление информации органам финразведки о совершении какой-либо подозрительной сделки. Теперь помимо нотариусов и риелторов "стучать" на своих клиентов предписывается еще и адвокатам, и бухгалтерам. Правда, в законе оговаривается, что они должны уведомлять соответствующий уполномоченный орган только при наличии оснований, говорящих о том, что сделка осуществляется доходами, полученными преступным путем и финансированием терроризма. Однако в законе критерии такой сделки не указаны, а это значит, что под бдительное око финансовых разведчиков могут попасть практически все граждане. Более того, согласно действующему российскому законодательству ничего сообщать никому не обязаны. Теперь же им придется раскрывать все тайны своих клиентов.
Между тем, 48 рекомендаций FATF предписывают стране не только иметь в наличии такой закон, но и четко его выполнять. В противном случае государство вновь может оказаться в "черном списке": это отток инвестиций и много других неприятных вещей для экономики. Так что гражданам придется отвечать за свои доходы. А что такое 100 тысяч долларов - это цена двухкомнатной квартиры в крупных городах. Вот и вам и рынок доступного жилья.
Глава российской финразведки В.Зубков, мотивируя необходимость принятия подобного закона, не раз заявлял, что по подобному пути идут практически все страны. Во всем мире ужесточается законодательство. Отметим при этом, что в базе данных разведчиков за два года уже собралась информация более чем о полутора миллионах "подозрительных" операций на сумму свыше 14 триллионов рублей. Получается, что богатые и не очень уже успели засветиться и теперь им предстоит ждать решения своей судьбы.
Между тем
Пока еще есть возможность, советуем воспользоваться последней лазейкой для покупки жилья. Бюро технической инвентаризации (БТИ) еще не успели отменить. Так что можно оформить сделку по цене БТИ, которая в разы меньше рыночной оценки жилья. Но купить таким образом можно квартиру лишь на вторичном рынке.