Более трехсот тысяч русских, проживающих в Туркмении, остались без единственной русскоязычной радиостанции. В Туркмении отключили "Маяк".
Теперь на частотах "Маяка" караваном звучат туркменские песни радиостанций "Ватан" ("Родина"), "Мирас" ("Наследие") и "Чартарап".
В качестве основной причины, по которой российский "Маяк" стал недоступен для русскоговорящих граждан Туркмении, официальный Ашхабад в лице представителя министерства связи этой среднеазиатской страны называет исключительно технические проблемы: "Отказало ламповое оборудование, установленное еще в 1964 году". О политических причинах произошедшего, естественно, не звучит ни слова.
После исчезновения "Маяка" единственным информационным источником для русскоязычного населения осталась газета "Нейтральный Туркменистан". Российское телевещание принимается в Туркмении только по спутнику, что в большинстве своем просто не по карману основной массе жителей. Вещание ОРТ было прекращено туркменской стороной в 1998 году, а подписка на российские газеты и журналы - в 2002 году.
По сообщению министерства связи Туркмении, вещание радиостанции может быть восстановлено не менее чем через год. Для "реанимации" "Маяка" туркменам необходимо около 120 тыс. долларов.
Между тем произошедшее явилось полной неожиданностью для ВГТРК, поскольку за все время работы на туркменском медийном пространстве "Маяк" ни разу не получал от официального Ашхабада никаких сигналов о том, что могут возникнуть какие-либо проблемы с вещанием.
В интервью корреспонденту "РГ" в посольстве России в Туркменистане заявили, что в МИД страны уже направлена нота с просьбой объяснить, в чем заключается причина приостановки вещания радиостанции "Маяк". Однако, по словам первого секретаря посольства Александра Летошнева, российская сторона пока не получила каких-либо официальных разъяснений.
"РГ" попросила прокомментировать ситуацию руководителей радиостанции.
Андрей Быстрицкий, председатель ГРК "Маяк", зампред ВГТРК:
- У меня нет каких-то особенных комментариев по этому поводу, поскольку об отключении "Маяка" мы сами узнали только из сообщений информагентств. Туркменская сторона ссылается на то, что у них вышел из строя передатчик. К нам они по этому поводу прежде не обращались.
"Маяк" вещал в Туркмении, и, естественно, мы старались более и менее беспристрастно и объективно рассказывать обо всем мире, в том числе и о Туркмении. На сегодняшний момент мы не в состоянии ответить, будем ли участвовать в восстановлении передатчика. Может быть, на это действительно потребуется не меньше года, как заявляют в Туркмении. Мне очень трудно судить о технической стороне вопроса. Более того, это другая страна, которая не просила у нас помощи. Если бы они вышли на нас, то, естественно, мы обсудили бы вопросы восстановления. Сейчас мы думаем, как нам поступить, и будем консультироваться с нашим посольством в Туркмении.
Сергей Курохтин, глава информационной службы "Маяка":
- До 1998 года "Маяк" не только доставлял сигнал, но и отвечал за его распространение. Потом за его распространение стала отвечать туркменская сторона. Мы же не можем без специальной договоренности поставить передатчик в независимой стране.
В субботу Туркмения отключила нашу радиостанцию. Пока у нас есть сведения, что там имеются технические проблемы со средневолновым передатчиком. Такие объяснения мы получили из Туркменистана, и они у нас вызывают сомнения. Понятно, что на исправление технических неполадок требуется время, но не такое большое, какое было заявлено туркменской стороной. Да и стоимость, которую они назвали, - 120 тысяч долларов США - хватит на небольшое техническое перевооружение целого вещательного комплекса.
Кроме этого, всегда можно распространять сигнал на других частотах, переключить на другие передатчики. Но этого не делается. Поэтому я не думаю, что техническая причина была главной. Не исключаю, что на это повлияло и содержание программ "Маяка", которые регулярно обращают внимание на проблемы русскоязычного населения в Туркмении. При подготовке таких программ мы всегда приглашаем к участию как представителей туркменской стороны (но они к нам не приходят), так и деятелей туркменской оппозиции. Думаю, что именно такие передачи вызывают недовольство в Ашхабаде. МИД РФ и наше посольство в этой республике уже предприняли определенные действия, чтоб привлечь внимание руководства Туркменистана к этой проблеме.