13.07.2004 02:00
Экономика

Каким образом реструктуризировать задолженность

Отвечают специалисты Федеральной налоговой службы на вопросы налогоплательщиков
Российская Бизнес-газета - : №0 (467)
Читать на сайте RG.RU

В январе 2003 года наше предприятие получило убыток по балансу 12 миллионов рублей в связи с пожаром, уничтожившим 2/3 торговых площадей и все складские запасы, по итогам года на 31.12.03 мы рассчитались по всем налогам и сборам во все уровни бюджетов.
Подскажите, может ли наше предприятие рассчитывать на списание пеней, начисленных по состоянию на 31.12.2003 г. Ведь понеся такие убытки, наше предприятие продолжает работать, и выход из такой ситуации далеко впереди. За год отчисления во все уровни бюджетов составили около 3,2 миллиона рублей.

В соответствии с пунктом 1 статьи 59 Налогового кодекса (далее - Кодекс) недоимка по федеральным налогам, числящаяся за отдельными налогоплательщиками, взыскание которой оказалось невозможным в силу причин экономического, социального или юридического характера, признается безнадежной и списывается в порядке, установленном правительством Российской Федерации. Аналогичные права в отношении региональных и местных налогов имеют соответственно органы власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.

В целях реализации статьи 59 Кодекса правительством Российской Федерации принято постановление от 12 февраля 2001 N100 "О порядке признания безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням по федеральным налогам и сборам", согласно которому решения о признании безнадежной к взысканию и списании задолженности принимаются в отношении, в частности, ликвидированных в соответствии с законодательством Российской Федерации организаций.

В отношении действующих предприятий списание пеней возможно только в рамках проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам, при выполнении всех условий, установленных действующим законодательством.

Полномочен ли законодательный орган субъекта РФ издавать нормативный акт (в рамках бюджетного законодательства), предусматривающий право исполнительного органа субъекта РФ определить условия проведения реструктуризации задолженности юридических лиц по налогам и сборам перед бюджетом соответствующего субъекта РФ в 2004 году?

В соответствии со статьей 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетная система Российской Федерации основана на принципах: разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации; самостоятельности бюджетов.

В соответствии со статьей 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип самостоятельности бюджетов означает: право законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления на соответствующем уровне бюджетной системы Российской Федерации самостоятельно осуществлять бюджетный процесс.

Согласно статье 73 Конституции Российской Федерации вопросы формирования, распределения и контроля бюджетов субъектов Российской Федерации находятся в компетенции субъектов Российской Федерации.

Какие документы необходимо предоставить в инспекцию Министерства по налогам и сборам для получения разрешения на реструктуризацию задолженности по налогам, пеням?

В настоящее время в соответствии с действующим законодательством реструктуризация кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам возможна только в отношении сельскохозяйственных товаропроизводителей (федеральный Закон от 9 июля 2002 г. N83-ФЗ "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей").

Перечень документов, необходимых для включения в состав участников программы финансового оздоровления, утвержден постановлением правительства от 30.01.2003г. N52 "О реализации Федерального закона "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей".

Таким образом субъект Российской Федерации вправе решать вопрос о реструктуризации задолженности перед своим бюджетом самостоятельно

Для восстановления права на реструктуризацию задолженности по платежам в бюджет по постановлению N 818 предприятие выполнило все условия, предусмотренные этим постановлением, но допустило ошибку, и платежи по налогу на прибыль произвело не в три бюджета (РФ, региональный и местный), а полностью в бюджет РФ. На этом основании городская налоговая инспекция отказывает в восстановлении реструктуризации задолженности, ссылаясь на то, что налог на прибыль рассматривается как федеральный налог и, таким образом, предприятие недоплатило в региональный и местный бюджет. Так ли это? И может ли предприятие рассчитывать на восстановление права на реструктуризацию задолженности только по платежам в Федеральный бюджет?

В соответствии с пунктом 7 Порядка проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом, утвержденного постановлением правительства Российской Федерации от 03.09.1999г. N1002 "О порядке и сроках проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом" за организацией сохраняется ранее предоставленное право на реструктуризацию задолженности по налогам и сборам при соблюдении определенных условий.

Другими словами,ранее принятое решение о реструктуризации не подлежит изменению при его сохранении, то есть сумма задолженности, наименование бюджета, налогоплательщик и.т.п. остаются неизменным.

Обязаны ли налоговые органы предъявлять требования об уплате недоимки и пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и другие меры принудительного взыскания, определенные Налоговым кодексом Российской Федерации?

В соответствии с пунктом 2 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оставляет иск без рассмотрения, в том числе если истцом не соблюден претензионный или иной досудебный порядок урегулирования спора с ответчиком, если это предусмотрено федеральным законом или договором.

Согласно пункту 2 статьи 214 названного Кодекса к заявлению о взыскании обязательных платежей и санкций прилагается, в том числе, документ, подтверждающий направление заявителем требования об уплате взыскиваемого платежа в добровольном порядке.

Статьей 25 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" установлено, что взыскание недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и пеней осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.

Таким образом, истцом (заявителем) по делам о взыскании недоимки и пеней по вышеназванным взносам являются органы Пенсионного фонда Российской Федерации.

Следовательно, требования об уплате недоимки и пеней по названным взносам должны предъявлять органы Пенсионного фонда Российской Федерации в порядке досудебного урегулирования спора с ответчиком.

www.nalog.ru

Налоги ФНС