15.07.2004 03:10
Власть

Сергей Иванов "переименовал" НАТО

Текст:  Ольга Дмитриева (Лондон)
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (3527)
Читать на сайте RG.RU

Когда министра спросили, можно ли после истории с "ЮКОСом" считать Россию надежным и демократичным партнером, если там нарушаются демократические нормы, Сергей Иванов философски заметил, что о демократии могут быть весьма неоднозначные представления: "Вы, наверное, вкладываете в это понятие свою модель или представление о западной демократии, - парировал министр. - Но если существует западная демократия, то должна существовать и восточная демократия, и южная, и в принципе они существуют. Но главное, мне кажется, это соответствие нормам и законам Конституции Российской Федерации, в рамках которых и решается дело "ЮКОСа". И напомнил, что подобные случаи постоянно случаются и на демократическом Западе.

А о деле, ради которого Сергей Иванов и навестил Лондон, - а именно, о расширении военно-технического сотрудничества, взаимодействии в рамках Совета "Россия - НАТО" и о подписании договора о безопасном плавании подводных лодок вне территории нейтральных вод, спасении экипажей субмарин, терпящих бедствие, - вопросов ни у кого не возникло. Всех "заело" на политике.

Апофеозом лондонского визита Сергея Иванова стала его лекция в Международном институте стратегических исследований, на которой места разобрали, как на лиссабонском стадионе. В первых рядах присутствовали бывшие министры иностранных дел Дуглас Херд и Малколм Рифкинд наряду с другими мэтрами здешней политической сцены. Лекцию российский министр прочел по-английски. Доклад министра обороны по теме "Россия - НАТО: стратегические партнеры перед лицом новых угроз" отметил, что отношения России с Североатлантическим альянсом никогда не были легкой темой диалога между нашей страной и государствами - членами НАТО. Однако в связи с тем, что глобальные риски носят нынче апокалиптический характер, то на них требуется отвечать всем миром. Так что "коалиция желающих" должна трансформироваться в "коалицию победы", как это произошло в годы Второй мировой войны. Противодействие терроризму в большей степени требует единства НАТО, чем следование по инерции "политике сдерживания" уже давно не существующей российской угрозы.

Восторг зала вызвало в связи с этим предложение Иванова расшифровывать аббревиатуру НАТО как Новая АнтиТеррористическая Организация.

Хотя и здесь, как подчеркнул российский министр, имеет место откровенная непоследовательность: с одной стороны, европейские страны на саммите ЕС принимают декларацию о сотрудничестве в области борьбы с терроризмом. С другой - оказывают на Россию давление с целью заставить ее начать переговоры с террористами в Чечне. Россия, заявил Иванов, никогда не вела и не будет вести переговоры с террористами и бандитами.

Директор программы исследований Международного института стратегических исследований, а в прошлом советник президента США Гэрри Сеймур, сказал, что удивлен: говоря о "спокойно-негативном отношении" к расширению альянса, российский министр обороны прошелся по трем странам Балтии, но совсем не помянул на сей раз в качестве яблока раздора Грузию и другие постсоветские государства.

Особый интерес вызвало, с точки зрения Гэрри Сеймура, и то, что Россия, как вытекает из доклада, возможно, вынуждена будет последовать вслед за Америкой по части создания сверхмалых ядерных боезарядов и начать разрабатывать собственную аналогичную программу.

Внешняя политика Минобороны