Как сейчас модно выражаться, у меня для вас две новости: одна хорошая и одна плохая. Поскольку я не знаю, какая из них покажется читателям хорошей, а какая плохой, то изложу их в логической последовательности.
Первая новость: имя следующего президента России уже известно. Вторая новость: это Дмитрий Рогозин.
Сообщая об этих новостях, должен сделать уточнение: я исхожу из неизменности конституционных норм и беру ситуацию с будущим президентом по ее состоянию на сегодняшний день (и скорее всего - еще по крайней мере на несколько месяцев вперед). В будущем, конечно же, все может измениться. Но на сегодня положение таково, как я описал. Причем важно отметить, что Дмитрий Рогозин - единственный пока российский политик, имеющий одновременно и реальные перспективы стать следующим президентом страны, и соответствующие, пусть публично и не заявленные, амбиции. Напомню, что за три года до президентских выборов 2000 года, то есть в 1997 году, претендентов было гораздо больше. И представляли они разные фланги номенклатурного и политического спектра. Черномырдин (политический тяжеловес, хотя термина такого тогда еще, кажется, не было), Зюганов (2-е место на предшествующих президентских выборах, а у КПРФ - самая большая фракция в Думе). Явлинский, который считал, что его время придет в 2004 году. Александр Лебедь, собиравшийся прыгнуть в президентское кресло из губернаторского, которое только что занял. Лужков, более всего скрывавший свои намерения. Немцов, надеявшийся, что Ельцин не шутил, намекая на его, Немцова, престолонаследие. Ну и марафонец Жириновский. Не все имели реальные шансы, но за каждым стояла реально очерченная политическая сила. Черномырдин, Зюганов и Лебедь, сложись к 2000 году все иначе, бились бы между собою всерьез. Остальные (кроме Жириновского) - сражались бы за перспективу 2004 и 2008 годов.
А кто сейчас? Из перечисленных выше персонажей, хотя некоторые еще вполне свежи по возрасту, никто. Из губернаторов - тоже никто. Из партийных лидеров, что "старых", что новых партий, - тоже никто. Кроме Рогозина.
Если вспомнить, что, несколько огрубленно, на думских выборах 2003 года избиратели России в целом проголосовали на основе трех главных инстинктов - антилиберального, антиолигархического и антизападного (точнее говоря - антиамериканского), то становится совершенно очевидным: именно Дмитрий Рогозин, умело оттеснивший Сергея Глазьева от лидерства в "Родине", наиболее ярко, последовательно и публично выражает все эти три "анти". Плюс к этому, что сейчас тоже очень важно для массового избирателя, Рогозин - пропутинец и сумел зафиксировать этот факт не только словесно, но и бюрократически, побыв некоторое время спецпредставителем президента по делам Калининградской области. До сенсационной, но вполне закономерной победы "Родины" на выборах 2003 года Дмитрий Рогозин хотел занять пост министра иностранных дел, но теперь он играет на самую крупную ставку. Нет никакого сомнения, что в 2008 году он выдвинет свою кандидатуру на президентских выборах, причем скорее всего даже в том случае, если Кремль выдвинет кандидатуру другого преемника. Впрочем, естественно, Рогозин постарается сделать так, чтобы преемником был он сам.
Пока все складывается для Дмитрия Рогозина чрезвычайно благоприятно.
Он молод, энергичен, образован и продолжает наращивать свою харизму.
Он патриот-державник, просвещенный националист, не кондовый, а европейского склада, причем не новоявленный, а был таковым всегда. А это на ближайшее время - самая перспективная электоральная платформа. Во всяком случае до возникновения современного русского консерватизма, вокруг которого ходит как лиса перед курятником "Единая Россия", но по своей несмелости и забюрократизированности все никак не решится зайти внутрь. На сегодняшний день Рогозин - самый свободомыслящий и свободоговорящий политик России. Из тех, кого показывают по телевизору, конечно. Но те, кого не показывают по телевизору, в современном мире в 99 случаях из ста политиками не являются по определению.
Две самые актуальные внешнеполитические проблемы сегодняшней России - отношения с США и южноосетинская. И именно по ним Рогозин наиболее ярко и четко артикулирует свою позицию, расходящуюся с официальным (публично официальным) курсом.
Столь же ясно, оперативно, остро и нелицеприятно Рогозин откликается и на все внутренние проблемы России: положение в Чечне, борьба с олигархами, монетизация льгот и прочее. Большинство остальных либо молчат, либо произносят что-то невнятное.
Так называемых либералов вообще не слышно. Да их мнение никого и не интересует. Коммунисты привлекают внимание лишь своими внутренними распрями. Жириновский постарел и как-то угас на фоне Рогозина. Лидеры "Единой России" лавируют между противоречивыми репликами президента.
При этом, повторю, Рогозин остается твердым путинцем, умело сочетая критику внешней и внутренней политики России (практически повсеместную) с лояльным отношением к самому президенту, не впадая при этом в славословие.
Вообще на нынешний момент Рогозин остался единственным настоящим политическим оратором России. Когда-то самым ярким оратором считался Григорий Явлинский, но кое-кто претендовал на его лавры (Жириновский и Немцов - определенно). Теперь это только Рогозин. Крайне выгодная позиция, особенно в эпоху медиократии.
В последнее время Дмитрия Рогозина, пытаясь то ли унизить, то ли, напротив, возвысить, часто сравнивают с Михаилом Саакашвили. Помимо некоторого физиономического сходства главное в этом сравнении - интуитивное или рациональное предощущение как раз того, о чем я и пишу: желания и готовности Дмитрия Рогозина занять главный пост в государстве, а затем немедленно заняться решением территориальных проблем этого государства. Сравнение с Саакашвили тем более многозначительно, что теперь уже очевидно: антироссийский (и даже уже антирусский) курс грузинского президента, который рано или поздно приведет американцев на Кавказ, ибо явно рассчитывает на то, чтобы спровоцировать кровопролитие в Южной Осетии или Абхазии и свалить всю вину за это на Москву, даст возможность и Дмитрию Рогозину в условиях полной невнятности кавказской политики России оставаться лидером общественного мнения в этом вопросе.
Словом, если бы очередные выборы президента России проходили в этом году и если бы при этом не было принято решение вовсе изгнать Дмитрия Рогозина с экранов телевизоров, он безусловно стал бы победителем.
Что изменится к 2008 году? Многое. В деталях. Но не в тенденциях. А Дмитрий Рогозин оседлал эти тенденции лучше других. Собственно, он единственный пока их и оседлал.
Согласимся, что это немало. И за ближайшие три года это "немалое" можно не только разрушить или маргинализировать, но и укрепить. Очень часто президентскую гонку опасно начинать раньше других, но иногда, если начать ее гораздо раньше других, возникает настолько гигантская фора, что серьезные конкуренты так и не появляются.