15.07.2004 04:00
Культура

Валентина Теличкина у "домашнего мартена"

Текст:  Александр Беляев (Гатчина)
Союз. Беларусь-Россия - Федеральный выпуск: №0 (175)
Читать на сайте RG.RU

Мы все ее сразу полюбили - с первых фильмов. Ее героини стали нашими друзьями, спутниками по жизни. Знаменитые реплики ее героинь вошли в наш обиход. Помните хвастовство Вали в "Начале": "А меня Иван Сидорыч Нефертити назвал!" Или предложение Зои в "Пяти вечерах": "Саша, а у меня идея: давайте поцелуемся!"... Наша беседа c Валентиной Теличкиной состоялась на кинофестивале в Гатчине "Литература и кино".

 

- Валентина Ивановна, как вам сегодня живется-дышится?

- Дышится хорошо - живется по-разному. Грех жаловаться. Я вообще себя нормально чувствую в этом не совсем нормальном времени. Иммунитет к нему уже выработан, поэтому прихожу в свое обычное русло: дом, чтение, иногда работа... Сейчас, конечно, работы в кино у меня мало, но я не теряю надежды, что все еще впереди. В наши дни ситуация поворачивается к кинематографистам более светлой стороной - начинают давать деньги на кино, значит будем снимать. Главное - за литературой: что снимать? В последнее время я прочла несколько сценариев. С сожалением отметила, что в этом жанре ситуация меняется довольно трудно: очень много макулатуры, какое-то безличностное письмо на уровне даже не средней, а начальной школы. Такое ощущение, что люди, которые пишут сценарии, просто ничего не читали, ничего не пережили, не перечувствовали. Да и на мой возраст почти ничего не рассчитано. А так хочется поразмышлять, еще и эмоции не утрачены.

- Представьте, найдется олигарх, который даст вам деньги на кино: снимайте и снимайтесь! Что вы стали бы снимать?

- Классику. Она у нас богатейшая. Я редко даю интервью, но не устаю повторять о том, какие надежды были связаны у меня, например, с перестройкой, с безцензурностью работы для режиссера. Но не могла опомниться: как так можно, когда разрешили все снимать - забыть о Чехове, Достоевском, Толстом, Островском?! В классике у нас непочатый край работы. И весь Островский - мой! Достоевский - мой! Чехов - мой! Толстой, особенно его рассказы, - мой. Маканин - тоже мой: я снялась в экранизациях его повестей "Отдушина" и "Человек свиты". Фильмы получились хорошие, жаль, что они не идут. Так что надеюсь на классиков, которыми неизбывно полна наша литература.

- Какие фильмы в вашей судьбе стали для вас этапными?

- Первый такой фильм, наверное, "Журналист", роль курьерши Вали многое определила в моей судьбе. Хотя это определение могло быть и трагическим: в результате мне какое-то время ничего другого не предлагали - использовали только этот типаж. Можно было впасть в отчаянье. Сломать стереотип восприятия мне помог фильм "Осенние свадьбы" Бориса Яшина, я этот фильм очень люблю. Даже не потому, что он помог мне справиться с той ситуацией, - просто очень люблю этот фильм, и все! Еще очень люблю "Необыкновенную выставку". У зрителей по-прежнему пользуется успехом "Начало". Знаю, Валя в этом фильме очень нравится мужчинам. Для меня - это вешка в том смысле, что я познакомилась с потрясающим режиссером Глебом Панфиловым, который потом, через тринадцать лет, пригласил меня в "Вассу".

- У нас в современном кино есть красивые актеры?

- Очень много! Сейчас появляются совершено дивные артисты - не просто по экстерьеру, но и талантливые. Правда, интересной работы для них стало меньше, и это создает трудности в том, чтобы себя проявить. Сейчас у нас невероятно красивое поколение - и девочки, и ребята, и мужчины. Раньше мы тосковали по Урбанскому - он казался каким-то единственным. В том поколении, которое ушло, было очень много фактурных, красивых, интересных по внешним данным актеров. Потом в какой-то момент традиция заглохла, и остался один Тихонов. А сейчас, в последние пять лет, появились очень красивые ребята, которые к тому же и артисты хорошие.

- Что у вас на домашнем фронте?

- Дома - все отлично! Муж - архитектор, сын Иван - юрист. Все работают.

- У вас в семье принято обсуждать ваши роли в кино?

- Да. Но это не имеет какой-то определенной формы - мол, сели посмотрели фильм и стали обсуждать мои роли. Нет, все происходит в процессе. Сын родился, когда большая часть моих работ в кино уже была сделана. Сейчас многие фильмы он видит в телевизионном варианте...

- Стало быть, ваши домашние смотрят ваши фильмы с вами?

- Иван смотрит, ему интересно. Иногда друзья спрашивают его обо мне (у него другая фамилия, он не любит афишировать свою маму, но друзья знают обо мне). Так вот, иногда его друзья задают ему вопросы, связанные с моими фильмами, - и он переадресовывает эти вопросы ко мне. Нет, он не равнодушный к моему творчеству человек и отнюдь не поверхностно хочет проникнуть в суть нашей профессии...

- Кто у вас дома хозяин?

- Все! У нас нет четкого разделения обязанностей - каждый занимается тем, что успевает делать.

- А кто хозяин на кухне?

- На кухне - я. Я называю это - "стоять у мартена".

- Какой вопрос Валентина Теличкина задала бы Валентине Теличкиной - актрисе и Валентине Теличкиной - человеку?

- К актрисе у меня вопросов нет. Пусть задают вопросы те, кто меня приглашает сниматься. И я на эти вопросы отвечу и словом, и делом. А к человеку у меня есть много вопросов, те, на которые я не могу ответить, я задаю батюшке. Он мне помогает ответить на них. Это сокровенное. В моем возрасте шуточных вопросов мало. Они все решены.

- Обычно ваше появление на экране вызывало добрую улыбку...

- И слава богу! Одно другому не противоречит. Кстати, острохарактерные артисты, если это действительно артисты, редко в жизни шуткуют. Чтобы масло масляное не получилось...

- Вас связывают творческие отношения с белорусскими кинематографистами: в частности, вы снимались у известного белорусского кинорежиссера, народного артиста Беларуси Игоря Добролюбова...

- Сейчас эта кинематографическая связь распалась. А раньше мы поддерживали очень тесные отношения - я бывала в гостях у него в Минске, он - у меня в Москве. Еще я дружу со сценаристом Аркадием Пинчуком - одним из авторов сценария к фильму Добролюбова "Потому что люблю". Наша дружба прочная, она продолжается и сейчас: он мне нередко звонит, поздравляет с праздниками, интересуется, как я живу, присылает свои работы, которые я с удовольствием читаю. Так что связь с белорусскими кинематографистами не прервана, хотя, может быть, она теперь не продолжается в работе, в совместном творчестве... А вообще я очень люблю Беларусь и белорусов. Они по характеру своему, который сформировался под влиянием исторических факторов,- надежные, благородные, не спесивые, не ленивые люди. В них есть истинное достоинство и скромность. Я много снималась на "Беларусьфильме" и почувствовала это. Мне там было очень хорошо.

Кино и ТВ Образ жизни